Психология и выбор профессии

В процессе занятий используется организованное знакомство с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг, обсуждение проблемы профессиональных притязаний человека, а так же анализ факторов, влияющих на производимый выбор. Завершается обучение проектированием своих будущих профессий.

Программа помогает профессиональному самоопределению через учёт индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания учащихся, расширении их представления о себе, своих личностных особенностях и оказании помощи в проектировании вариантов продолжения послешкольного образования.

преподаватели

Чешева Елена Викторовна - педагог- психолог высшей квалификационной категории

Содержание программы

1.Вводное занятие -1 ч.

Теория. Знакомство с расписанием, требованиями к участникам объединения. Интерактивная беседа, способствующая  усвоению техники безопасности и правил поведения на занятиях, экскурсиях, совершаемых в течение года. Рефлексивный круг «Знакомство». Тестирование «Кто Я?».

2.Современное представление о мире профессий – 2 ч.

Теория. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Знакомство с «Атласом  новых профессий». Современные профессии, востребованные на рынке труда, необходимые профессиональные навыки и надпрофессиональные навыки. Классификация профессий по Климову.

Практика. Тестирование  (тест Климова А.Н)

3.     Личностные особенности в выборе профессии – 11 часов.

Теория. Самопознание. Самооценка. Формирование самооценки .Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Типы темперамента. Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии. Темперамент. Характер. Развитие характера.      Работа над собой. Индивидуально психологические особенности личности и профессиональный выбор.

Практика. Анкетирование «Что я знаю о самопознании», диагностика «Самооценки»,  диагностика темперамента по  Русалову и Айзенку,  упражнение «Темперамент и особенности профессионального выбора», диагностика особенностей характера «16 – факторный опросник Кэттела – форма А, форма Б», деловая игра «Профессиональные пробы», тренинг «Личностного роста». Диагностика уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч. Д. Спилбергер «Шкала самооценки». Тест Баса-Дарки, модификация Резапкиной Г.В. «Эмоции «Тестирование   «Рисуночный тест «Автопортрет», практическая работа  и элементами тренинга.

 Деловая игра «Профессиональные пробы». Обучение методам релаксации процессе снятия психоэмоционального напряжения.

4.     Особенности познавательной деятельности- 10 часов.

Теория. Знакомство  с познавательными  процессами, их роль в жизни человека. Внимание, виды и свойства  внимания. Память: виды и свойства памяти. Мышление, креативное мышление.Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека.

Практика. Работа с презентацией «Познавательные процессы» Роль познавательных процессов  в жизни человека, практическое обсуждение.  Тестирование особенностей внимание  по методике «Мюнсберга». Мониторинг, тестирование, диагностика (ШТУР, электронный вариант). Интерактивное занятие  «Значение памяти в профессиональной деятельности». Упражнения по развитию креативного мышления с использование электронного ресурса РЭШ. Рефлексия «Для чего в профессиональной деятельности необходимо быть креативным?» 

5.Особенности общения- 2 часа.

Теория. Знакомство с видами общения. Значение общения в жизни человека. Коммуникативные профессии.Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС. Схема видов мышления человека.

Практическая часть: Тренинг общения. Диагностика «Особенности общения», тестирование «Тревога в общении  и ее преодоление».

6.Бесконфликтное общение- 2часа.

Теория. Знакомство  с понятием конфликт, виды конфликтов, конфликт и здоровье человека.

Практика. Тестирование по К. Томассу «Поведение в конфликтной ситуации»,  тестирование Басс–Дарки «Определение типа агрессивности личности», упражнения по снятию агрессивности, опросник САН.Тренинг общения. Диагностика «Особенности общения», Упражнения «Тревога в общении и ее преодоление»

7. Рынок труда города Райчихинска, Амурской области, ДФО - 2 часа.

Теория. Рынок труда, трудовые ресурсы (профессиональные трудовые действия, востребованность  профессий на рынке труда в ДФО, новые предприятия Амурской области, профессиональные учебные заведения  СПО, ВПО Амурской области.

Практика. Экскурсия в  ЦЗН г. Райчихинска (профдиагностика), работа с электронными ресурсами    psylab.info.

8. Профессиональные пробы-  2 часа

Теория. Знакомство  с электронным ресурсом EffectonStudio 2006.

Практика. Работа  с «Атласом новых профессий», Интернет ресурсhttps://new.atlas100.ru/ - самодиагностика.  Круглый стол  «Что нового я узнал о профессиях будущего».

Заключительное занятие-  2 часа.

Защита профессии, мини – проекты.

Цели программы

Сформировать у обучающихся психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей, способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Результат программы

Обучающиеся познакомятся  с классификацией профессий, с перечнем трудовых действий и качеств личности, получат уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Ребята исследуют через самодиагностику свои свойства личности: способности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта, а так же выработают умение адекватно понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и подробности в выборе профессии. 

Материально-техническая база

Оборудование:

- шкафы для хранения раздаточного материала;

- столы, стулья (по росту и количеству детей);

- демонстрационный  столик.,

-персональный компьютер (15) с выходом в Интернет

- мультимедийный комплекс

-диагностический пакет методик  EffectonStudio 2006

 Материалы и инструменты:

- бумага офисная белая и цветная, картон белый и цветной,

-карандаши простые, цветные; краски;

Дидактический материал:

- презентации  (по темам занятий);

-  диагностические  карты, схемы;

- картотека психологических упражнений, игр.

- учебники и рабочие материалы  Г.В. Резапкиной