Вселенная: далёкая и близкая

Основная идея программы. Астрономия – это, прежде всего правильное научное мировоззрение, которое должно формироваться с начальной школы. Что такое правильное научное мировоззрение? Это не только объективное знание об окружающем мире, но и система философских принципов, взглядов, убеждений. Эти знания интегрируются в курсы физики, истории, обществознания, географии, математики, информатики.

преподаватели

Липовецкая Надежда Васильевна

Содержание программы

Тема 1. Введение в астрономию (10 часов).

1. Предмет астрономия. Общие сведения об астрономических приборах. Сумерки. Ознакомление с предметом астрономии, способами и особенностями ее изучения. Понятие о гражданских, навигационных, астрономических сумерках.

Практическая часть: знакомство со строением и принципом действия телескопа. (устройство, правила работы), особенности астрономических наблюдений.

2. Мифы о звёздном небе. Названия звёзд. Классификация звезд. Элементарные сведения о блеске, цвете звёзд и видимой звёздной величине. Созвездия. Зодиакальные созвездия. Звездные координаты. Кульминация. Высота светил в кульминации. Суточное движение светил. Горизонтальная система координат. небесная сфера и ее вращение. Плоскости, линии, точки небесной сферы, экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба

Практическая часть: небесная сфера, звездная карта, подвижная звёздная карта, программа Stellarium.

3. Ориентирование на местности. Наблюдения с помощью телескопа. Основы измерения времени. Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении, календарь.

Практическая часть: ориентирование по Солнцу и Полярной звезде. Наблюдения луны и звезд с помощью телескопа.

Тема 2. Солнечная система.

4. Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав, Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект), программа Stellarium.

5. Астрономия в древности, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, становление гелиоцентрического мировоззрения. Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения.

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект), программа Stellarium.

6. Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект), программа Stellarium.

7. Основные виды движения Земли, размер, форма, масса, Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения Природа Луны. Общая характеристика атмосферы, поверхности

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект), программа Stellarium.

8. Общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект), программа Stellarium.

9. Оптические и физические двойные звезды, цефеиды и другие физические переменные звезды, новые и сверхновые.

Практическая часть: программа Stellarium, ИУП (индивидуальный учебный проект)

Тема 3. Строение и эволюция Вселенной (17 часов)

10. Состав и строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение.

Практическая часть: программа Stellarium, ИУП (индивидуальный учебный проект)

11. Собственное движение звёзд, движение Солнечной системы, вращение Галактики.

Практическая часть: программа Stellarium, ИУП (индивидуальный учебный проект)

12. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и квазары.

Практическая часть: программа Stellarium, ИУП (индивидуальный учебный проект)

13. Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной»

14. Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.

Практическая часть: программа Stellarium, ИУП (индивидуальный учебный проект)

15. Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, современные представления о происхождении планет.

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект)

16. Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций.

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект)

17. Обобщение знаний и умений.

Практическая часть: ИУП (индивидуальный учебный проект)

Цели программы

Формирование у обучающихся научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной, осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

-основы изучения астрономии,

- астрономические приборы,

- строение Земли,

- строение Солнечной системы,

- название и расположение планет, условия их наблюдения,

- характеристики Солнца,

- физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, зодиакальные созвездия, строение галактик.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба,

- находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе,

- находить координаты звезд на карте звездного неба,

- объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

Личностные

Учащиеся будут проявлять:

- потребность в научном объяснении явлений связанных с космосом;

- трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья;

- самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

Метапредметные

У учащихся будут сформированы:

- умения и навыки работы с телескопом, биноклем, картой звездного неба;

- чувство ответственности за состояние природной среды;

- коммуникативные навыки;

- умение сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить самостоятельные наблюдения;

- познавательную активность школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор обучающихся;

- основы социальной и жизненной адаптации обучающихся.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо наличие:

• отдельного помещения (класса с посадочными местами и столами) и соответствующая необходимая мебель (шкаф для приборов лабораторный, практических работ)

• компьютерной техники (компьютеры, ноутбуки, планшеты) для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования;

• интерактивная панель;

• принтер (многофункциональное устройство), программные продукты точка беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi)

• карты звёздного неба, модель небесной сферы, модель «Земля - Луна», бинокль, телескоп.