"Театральный сундучок"

       В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

преподаватели

Богданова Зульфия Авхатовна

Содержание программы

1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 1 час

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

2. История театра. Театр как вид искусства – 3 часа

2.1. Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры. Просмотр видео театральных постановок. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

2.2. Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.

Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Рождественские посиделки», "Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» 

2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол

Теория: Рождение театра кукол. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.

Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей.

2.4. Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть, кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий.

3. Сценическая речь – 6 часов

3.1 Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом 

3.2Логика речи.

Теория: Основы сценической речи. Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ; упражнения для языка. Чтение заданного материала.

4. Музыкальная деятельность - 5 часов

Теория: Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа Разучивание песен к литературному произведению со всей группой и сольно.

 Практическая работа: распевки, разучивание песенного репертуара

5. Ритмопластика – 7 часов

5.1. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец.  «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Позиции в паре. Основные элементы бального танца.

6. Работа над пьесой – 17 часов

6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, Общий разговор о замысле спектакля.

6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика

персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

Формы проведения занятий: практические

6.3. Театральный Костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: выбор костюмов для выбранной пьесы.

6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

7. Итоговое занятие – 1 час

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных действий разными предлагаемыми обстоятельствами.

Цели программы

Цель: приобщение ребёнка к основам театрального искусства посредством игровой деятельности и устойчивое развитие его творческих и коммуникативных способностей средствами театрального искусства.

Результат программы

У воспитанников разовьется интерес к театральному творчеству, к выступлению на концертах и спектаклях, желанию выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада. Разовьется умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Разовьется творческое мышление, воображение, память. Дети научаться элементарным актерским, игровым навыкам, творческой самостоятельности. Научаться четко и внятно произносить слова, активно артикулировать. Дети будут знать терминологию театра. Научаться играть полноценный спектакль в коллективе. У детей будет воспитано чувство коллективизма, коммуникативные способности, умение общаться, умение взаимодействовать и доводить дело до конца. Воспитана культура поведения на сцене и за кулисами.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

- музыкальный зал;

- музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи;

- настольные и напольная театральные ширмы;

- экран, мультимедийная установка, ноутбук;

- костюмерная.

Материалы и средства обучения и воспитания:

- различные виды театров и театральных кукол;

- различные маски, шапочки, элементы костюмов и атрибуты;

- книги с текстами сказок, стихов или рассказов, иллюстрации, дидактический материал

(различные цветовые карточки, пиктограммы, настольные игры и т.д.);

- картотеки речевых, театрализованных игр, мини-диалогов и сценок;

- сценарии постановок, сказок и драматизаций.