«Я –экспериментатор. Физика в экспериментах и задачах»

Физический эксперимент убеждает учащихся в материальности окружающего мира, в его познаваемости, вызывает у них чувство сопричастности к получению научных фактов. Применение физического эксперимента позволяет заинтересовать ребят, активизировать их мышление, способствует формированию более глубоких и прочных знаний по физике, развивает умение самостоятельно делать выводы на основе анализа опыта, развивает у них наблюдательность, образное мышление, умение делать обобщение на основе наблюдений. Положительным моментом является то, что выполнение заданий не требует отчета о проделанной работе от учащихся и оценки их деятельности.

преподаватели

педагог дополнительного образования - Коваль Наталья Викторовна

Содержание программы

          Раздел №1 Измерительные приборы и их погрешности.(2часа)

Теория. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Прямые измерения и косвенные. Цена деления прибора. Тонность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения. Абсолютная и относительная погрешность. Правила округления. Международная система единиц.

Практика. 1.Определение цены деления и погрешности различных приборов

          ( Термометра, динамометра, линейки, мензурки, весов)

            Раздел №2  Измерения способом рядов ( 4 часа)

Теория. Способ рядов. Погрешность линейки. Штангенциркуль.

Практика. 1.Определить толщину верёвки ( верёвка,  линейка)

     2.Определить толщину страницы книги (линейка, книга)

            Раздел №3 Измерения не стандартными способами (16 часов)

Теория. Измерение массы  на весах. Правила взвешивания. Площади фигур. Масса. Объём. Плотность вещества. Сила. Динамометр. Рычаг. Условия равновесия рычага. Сила Архимеда. Условия плавания тел.

Практика 1.Определение среднего объёма и средней массу одной капли , вытекающей из капельницы (капельница, шприц 5 мл, спички, весы)

   2.Определить количество рисинок в банке (весы, банка с рисом, пластиковый стаканчик)

   3.Измерить площади фигуры неправильной формы, используя миллиметровую бумагу или картон (миллиметровая бумага, картон, весы

   4.Измерить длину спички (мензурка, спичка, кубик, нить, вода)

   5.Определить  площадь треугольника ( шприц 5 мл с диаметром внутреннего сечения 12,5 мм)

   6.Определить массу болта (болт, груз массой 10 г, лист миллиметровой бумаги, нитки, скотч, маркер)

   7.Определить массу куска пластилина с наибольшей точностью (кусок пластилина, трубка ПВХ, груз  массой 10г, динамометр, линейка)

    8.Определение плотности неизвестной жидкости (пластиковый стакан, динамометр, грузы, емкость с водой, неизвестная жидкость)

   9.Определение плотности плавающих тел (мензурка, плавающее тело, вода)

                        Раздел № 4  Тепловые явления  (12 часов)

Теория. Температура. Измерение температуры. Удельная теплоёмкость вещества. Количество теплоты при нагревании и охлаждении. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация .Удельная теплота парообразования.

Уравнение теплового баланса. Относительная влажность воздуха. Характеристики влажности. Психрометр.

Практика. 1.Измерение температуры куска льда №1(кусочки льда, термометр спиртовой, бумажные стаканчики, сосуд с водой, весы)

     2.Измерение температуры куска льда№2 (куски льда, спиртовой термометр с закрашенной шкалой, прозрачный стакан, пенопластовый стакан, миллиметровая бумага)

      3.Определение температуры при смешивании воды разной температуры

(две порции воды) ( термометр, весы, горячая вода)

     4.Определение удельную теплоёмкость воды (электрочайник, термометр, вода, секундомер) и сравнить со справочным значением.

     5.Определение удельной теплоты плавления льда.

     6. Изучение закономерностей испарения жидкости

                                         Раздел №5   Электричество (8 часов)

Теория. Сила тока. Сопротивление. Напряжение. Закон Ома. Параллельное и последовательное соединение. Амперметр. Вольтметр. Цифровой осциллограф.

Практика 1.Измерение силы тока с помощью осциллографа

2.Изучение зависимости сопротивления провода от длины и площади поперечного сечения

3.Изучение распределения напряжений в цепи с последовательным соединением участков, состоящих из разных элементов.

4.Изучение распределения токов в цепи с параллельным

последовательным соединением.

                                Раздел №6  Оптика (6 часов)

Теория. Плоское зеркало. Линзы. Оптическая сила линзы.

Практика  1.Наблюдение изображения предмета в плоском зеркале.

2.Полученик изображений с помощью собирающей линзы.

3.Измерение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы

                                Раздел №7   Механика (20 часа)

Цели программы

развитие познавательного интереса к физике через эксперимент и решение задач

Результат программы

 В результате изучения курса, при выполнении экспериментов у учащихся разовьется познавательный интерес к изучению физики как науки. Обучающиеся приобретут:

-  умения и навыки выполнения работ исследовательского характера;

-умения и навыки постановки эксперимента;

-умения и навыки самостоятельно работать в простейшими физическими приборами, с дополнительными источниками информации,  а также умениями пользоваться ресурсами Интернет.

-   умений строить план исследования; предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель.

Учащиеся научатся сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе; представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием графиков, диаграмм, рисунков. Практически применять физические знания в жизни, развивать свои творческие способности.

Особые условия проведения

Особые условия не предъявляются

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете, имеется лаборантская. В кабинете имеется демонстрационный стол, столы и стулья для учащихся и педагогов, доска, шкафы для хранения.

      Для проведения занятий имеется лабораторное оборудование, демонстрационное оборудование. Технические средства обучения: интерактивный комплекс, нетбуки трансформеры учащихся, ноутбук учителя, принтер. Есть выход в интернет.