Программа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию умения анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания. В процессе обучения у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе, которое строится
на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении и знании особенностей жизни, роста и развития живых существ, усваивается и накапливается опыт работы с исследуемым материалом живой и неживой природы, закрепляются представления о различных природных явлениях и объектах. Включение в содержание данной программы образовательного материала по экологии, биологии, географии способствует формированию целостности восприятия окружающего мира.
преподаватели
Гончарук Галина Васильевна, воспитатель
Содержание программы
Тема № 1«Экология как наука. Биосфера и ее экосистемы»-1 час
Теория. Экология как наука. Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Основные среды жизни. Изменение биосферы под влиянием деятельности человека.
Практика. Создание календаря экологических событий.
Тема № 2«Понятие биогеоценоза, ареала, популяции и вида»-1час
Теория. Понятие биогеоценоза, ареала, популяции и вида.
Практика. Особенности биогеоценоза родного края.
Тема № 3«Экология растений»-1час
Теория. Экологические факторы, необходимые для жизни растений. Тепло, свет, вода в жизни растений. Взаимоотношения животных и растений. Влияние растений друг на друга. Разнообразие условий существования и их влияние на растения. Жизненные формы растений. Растительные сообщества. Охрана растений.
Практика. Фенологические наблюдения за растениями. Экскурсия по изучению сезонных изменений в жизни растений. Решение экологических задач.
Тема № 4«Экология животных»-1 час
Теория. Экологические факторы, необходимые для жизни животных: тепло, солнечный свет, вода Условия жизни животных в различных природных зонах и приспособление животных к данным условиям. Экологические группы животных. Приспособление животных к условиям обитания в водной, воздушной, наземной, подземной среде. Охрана животных.
Практика. Фенологические наблюдение за животными. Экскурсия по изучению условий существования животных.
Тема № 5«Биогеоценоз леса»- 1 час
Практика. Описание биогеоценоза леса. Наблюдение за флорой и фауной. Создание каталога растений, птиц и животных.
Тема № 6«Биогеоценоз водоема»-1 час
Практика. Описание биогеоценоза водоема. Наблюдение за флорой и фауной. Создание каталога растений и животных.
Тема № 7«Биогеоценоз луга»-1час
Практика. Описание биогеоценоза луга. Наблюдение за флорой и фауной. Создание каталога растений, птиц и животных.
Тема № 8«Правила природоохранного поведения»
Практика. Анализ экологической ситуации в родном крае. Решение экологических проблемных ситуаций. Составление памятки «Правила природоохранного поведения».
Цели программы
ознакомление учащихся с биогеоценозом родного края и формирование у них экологического сознания.
Результат программы
В результате освоения программы будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- соблюдение норм и правил экологически сообразного поведения в
окружающей среде;
- убеждённость в необходимости бережного отношения к природе,
мотивация к охране окружающей среды.
Метапредметные результаты:
- умение адаптировать известные теоретические знания и умения в практической деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Предметные результаты:
- овладение представлениями об экологии, её главных законах, проблемах;
- знание приспособительных особенностей живых организмов, биогеоценозов к среде обитания и законов жизни различных сообществ;
- знание особенностей биогеоценоза родного края;
- овладение навыками и умениями, необходимыми для
проведения наблюдений и экспериментов в окружающей среде;
- овладение умением оценивать современное состояние экосистем родного края;
- знание правил и норм экологического поведения в современном мире.
Особые условия проведения
не требуются
Материально-техническая база
Материально- техническое обеспечение
–учебный кабинет с оборудованными партами (столами);
–классная доска, интерактивная доска с программным обеспечением;
–шкаф для хранения оборудования, учебных пособий и документации
–персональный компьютер с доступом в Интернет;
–мультимедийный проектор;
–гербарии, коллекции.