Занимательные финансы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием
первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных
и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка,
трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности, и
расточительности. Без сформированных первичных экономических
представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Актуальность программы.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних
лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи,
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических
отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на
житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили
поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и
опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей
жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что
деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые
категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким
этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Если взрослые
вовремя не объяснят ребѐнку что такое деньги и почему их нужно
зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное
мнение. Если вовремя не сформировать самые первые необходимые
представления о финансовых отношениях, потом очень трудно научится
правильно относится к семейным финансам.
Поэтому как стихийное, так и, специально организованное обучение и
воспитание во многом определяет особенности их психического,
физического и интеллектуального развития. Правильно организованное
окружающее воспитательное пространство служит источником
полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью
педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства
личности.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся
слишком далекими друг от друга. Грамотное отношение к собственным
деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в
детском возрасте открывает хорошие возможности и
способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в
течение продолжительного периода времени на основе принципа «от
простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления,
направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с
детского возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере
взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также
заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни

Педагоги

Старицина Марина Сергеевна

Содержание программы

Программа составлена с учѐтом интеграции образовательных областей:
"Познавательное развитие«, «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», "Физическое развитие".
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста(5-6лет).
Основы финансовой грамотности в этом возрасте могут прививаться через
базовые нравственные представления о добре, зле, красивом, некрасивом, о
хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом
отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная
идея – бережливость, "я – бережливый ребѐнок".
Принципы построения педагогического процесса.
 Учет возрастных возможностей детей с опорой на их интересы;
 Решение воспитательных и образовательных задач в их единстве;
 Осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
 Создание естественной непринужденной обстановки для развития
свободной творческой личности;
 Системность работы.
 Индивидуальный подход.
Методы и приёмы в программе реализуются через различные виды и
формы организации детской деятельности: деловые, сюжетно-ролевые,
дидактические игры с экономическим содержанием, чтение художественной
литературы, знакомство с пословицами поговорками, ситуационные задачи,
загадки, театрализация, продуктивная деятельность, тематические занятия,
беседы, экскурсии, а также использование ИКТ.

Цели программы

Цель данного кружка – сформировать основы финансовой
грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Результат программы

Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей
следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем
больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь
купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того,
насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат
труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой
труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги,
например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в
магазине).
5. Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и
расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны
знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать,
что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за
деньги не купишь).
Дети должны:
 Знать основные финансово-экономические понятия и категории;
 Иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
 Уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать
свои потребности в соответствии с возрастом;
 Уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
 Понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат
труда людей;
 Уважать людей, умеющих хорошо трудится и честно зарабатывать
деньги;
 Осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий "труд –
продукт – деньги и то, что стоимость продукта зависит от его
качества.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы кружка необходимы следующие материалы и
оборудование:
 бумага, клей, карандаши, фломастеры, ножницы;
 иллюстрации и картинки;
 макеты, игрушки для игр;
 стенды плакаты и другой демонстративный материал по
экономической тематике;
 маски, костюмы для игр и инсценировок;
 фото- видеоаппаратура;
 ноутбук;
 проектор, и т. д.