«ШАХМАТЫ» 2022-2023

Увлечение шахматами приучает детей анализировать жизненные ситуации, делает их более самостоятельными. Занятия по данной программе позволяют детям находить нестандартные решения, способствуют успешной адаптации в обществе, помогают наиболее полно раскрыть свои возможности, инициативность, расширить круг знакомств, найти общее увлечение
как с более младшими, так и с более старшими сверстниками.

Обучение по этой программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые стимулируют желание ребенка победить. А накопленный теоретический, практический и турнирный опыт педагога даст возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также будет способствовать индивидуальному развитию каждого ребёнка.

преподаватели

Масликов Сергей Александрович, учитель математики

Содержание программы

  1. Введение. Организационное занятие (1 час)
  2. Шахматы – спорт, наука, искусство (2 часа)
  3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы (3 часа)
  4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций (5 часов)
  5. Тактика. Тактические удары и комбинации (5 часов)
  6. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний (4 часа)
  7. Дебют. Принципы развития дебюта (4 часа)
  8. Конкурсы по решению задач и этюдов (4 часа)
  9. Сеансы одновременной игры (2 часа)
  10. Соревнования, турниры (3 часа)
  11. Индивидуальные занятия (2 часа)

Цели программы

Создание условий для развития интеллектуально–творческой, одаренной личности через занятия шахматами, углубленное изучение ходов шахматной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности, как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.

Результат программы

По окончании курса обучающиеся будут знать и уметь:

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Материально-техническая база

·       шахматные часы – 2 штуки;

·       таблицы к различным турнирам;

·       раздаточные материалы для тренинга;

·       вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

·       словарь шахматных терминов;

·       комплекты шахматных фигур с досками – 3-4 штук.

·       книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты,эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия)

·       задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации)

·       видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту)

·       компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников