Финансовая грамотность. Юный финансист 2022-2023

Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучении различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

преподаватели

Учитель истории и обществознания – Любимкина Светлана Алексеевна.

Содержание программы

Вводное занятие (1 час)

Тема 1. Управление денежными средствами семьи (11 часов)

Теория: Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Практика: Игра «Семейный бюджет». Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Деловая игра «Обгони инфляцию».

Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (11 часов)

Теория: Банковская система. Функции Центрального банка страны. Банковские вклады и их условия. Ставки по вкладам. Как выбрать вклад и оформить документы. Что такое кредит и как оценить его условия. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.

Практика: Игра-квест «Банк и я». Эссе «Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола».

Тема 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (11 часов)

Теория: Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают. Как можно торговать ценными бумагами. Как заработать на фондовом рынке. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужные паевые инвестиционные фонды.

Практика: Игра «Зарабатываем на фондовой бирже». Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции: доходность и риски».

Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (11 часов)

Теория: Налоги и их виды. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.

Практика: Квест-игра «Азбука налогоплательщика».

Тема 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (11 часов)

Теория: Страховой рынок России. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Лично страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам.

Практика: Игра «Выбор страховщика».

Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (2 часа)

Теория: Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.

Практика: Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат». Создание буклета «ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ». Решение кейсов.

Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (10 часов)

Теория: Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.

Практика: Игра «Выбери свой негосударственный фонд»

Цели программы

Сформировать у учащихся основы финансовой грамотности, посредством освоения базовых финансово-экономических понятий для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Результат программы

Учащийся будет уметь:

- выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях;

- выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Особые условия проведения

особых условий нет

Материально-техническая база

- столы и стулья;

- кафедра;

- указка;

- магнитная доска;

- маркеры для доски;

- магниты для доски;

- цифровой фотоаппарат;

- проектор;

- компьютер или ноутбук;

- доступ к  сети Интернет.