Данная программа разработана в целях формирования у детей младшей школы приёмам анализа информационных текстов. В процессе обучения решаются задачи формирования функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, развития интеллектуальных и творческих способностей. Специфика данных предметных областей позволяет органично и в полной мере решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания». Метапредметные образовательные функции данной дисциплины определяют универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование личности ребенка в процессе обучения.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
ФГОС НОО, в котором были расширены универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и добавлены ещё два: совместная деятельность и работа с информацией, а это тоже хорошо ложится в канву программы «Чтение. Работа с текстом».
преподаватели
Попова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно - воспитательной работе.
Содержание программы
Вводное занятие.
Работа с текстом «Синица».
Работа с текстом «Птицы».
Работа с текстом «Фламинго».
Работа с текстом «Грызуны».
Работа с текстом «Бактерии».
Работа с текстом «Волчиха».
Работа с текстом «Ответ».
Работа с текстом. «Диковенное дерево».
Работа с научно-популярным текстом «Воздух».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Олени».
Работа с текстом «Змеи».
Работа с текстом «Синички».
Работа с текстом «Дрессировка».
Работа с текстом «И так бывает».
Работа с научно-популярным текстом «Радуга».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Конец лета».
Работа с текстом «Сосновый бор».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Дельфины».
Работа с текстом «Башмачки».
Работа с текстом «Немецкая овчарка».
Работа с текстом «Осёл и бобр».
Работа с текстом «Весна».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «На катке».
Работа с научно-популярным текстом «Растения».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Калина».
Комплексный анализ текста.
Проверочная работа по промежуточной аттестации.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
Цели программы
Цель – совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи программы:
· формировать потребность в постоянном чтении книги,
развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
· развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· обеспечить глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
Обучающие:
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт
слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
· формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать
интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
· обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания
произведений различного уровня сложности;
· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной культуры.
Развивающие:
· развивать творческую и познавательную активность;
· способствовать развитию образного и абстрактного мышления;
· развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
· способствовать развитию внимания, памяти, воображения и наблюдательности.
Воспитательные:
· прививать учащимся навыки коммуникативной культуры;
· воспитать эстетическое отношение к искусству слова;
· воспитать умение доводить дело до конца;
· сформировать навык самодисциплины;
· заложить творческий потенциал;
· воспитать эстетические навыки, умение видеть прекрасное.
Результат программы
Планируемые результаты
Личностные
Учащиеся:
· сформируют интерес и ответственное отношение к процессу обучения;
· приобретут навыки самодисциплины и самоорганизации;
· разовьют чувство прекрасного и художественно – эстетическое мировоззрение;
· повысят уровень коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве с окружающими;
· повысят свой творческий и общеобразовательный уровень;
· разовьют воображение, а также аккуратность, внимательность и усидчивость;
· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
· воспитают чувства патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные
Учащиеся:
· научатся осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
· научатся использовать свой творческий потенциал для выполнения поставленных задач.
Предметные
Учащиеся:
· научатся осмысленно и продуктивно читать текст;
· различать абзацы;
· составлять план;
· подбирать антонимы и синонимы к словам;
· различать текст и составляющие его единицы речи, определяя общую тему текста;
· сформируют систему разносторонних знаний;
· формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности;
· умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Особые условия проведения
Программа «Чтение. Работа с текстом» имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На занятиях формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение:
· помещение (с партами, стульями и обычной доской), для проведения теоретических и практических занятий;
· оргтехника, необходимая для обеспечения каждого учащегося наглядным дидактическим материалом в виде памяток, заданий для практических работ, контрольных заданий;
· USB-flash-накопитель;
· оборудованное место для преподавателя, стулья;
· ПК или ноутбук с возможностью выхода в Интернет;
· Учебное пособие (Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О.Н. Крылова. – 19-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2022 год.