"Чтение. Работа с текстом" 3 кл.

Данная программа разработана в целях формирования у детей младшей школы приёмам анализа информационных текстов. В процессе обучения решаются задачи формирования функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, развития интеллектуальных и творческих способностей. Специфика данных предметных областей позволяет органично и в полной мере решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания». Метапредметные образовательные функции данной дисциплины определяют универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование личности ребенка в процессе обучения.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

ФГОС НОО, в котором были расширены универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и добавлены ещё два: совместная деятельность и работа с информацией, а это тоже хорошо ложится в канву программы «Чтение. Работа с текстом».

преподаватели

Попова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно - воспитательной работе.

Содержание программы

Вводное занятие.
Работа с текстом «Синица».
Работа с текстом «Птицы».
Работа с текстом «Фламинго».
Работа с текстом «Грызуны».
Работа с текстом «Бактерии».
Работа с текстом «Волчиха».
Работа с текстом «Ответ».
Работа с текстом.                                                                                                                                      «Диковенное дерево».
Работа с научно-популярным текстом «Воздух».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Олени».
Работа с текстом «Змеи».
Работа с текстом «Синички».
Работа с текстом «Дрессировка».
Работа с текстом «И так бывает».
Работа с научно-популярным текстом «Радуга».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Конец лета».
Работа с текстом «Сосновый бор».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Дельфины».
Работа с текстом «Башмачки».
Работа с текстом «Немецкая овчарка».
Работа с текстом «Осёл и бобр».
Работа с текстом «Весна».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «На катке».
Работа с научно-популярным текстом «Растения».
Комплексный анализ текста.
Работа с текстом «Калина».
Комплексный анализ текста.
Проверочная работа по промежуточной аттестации.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.

 

Цели программы

 

Цель – совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи программы:
·        формировать потребность в постоянном чтении книги,

развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

·        развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·        обеспечить глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.

Обучающие:
·      развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт

слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

·      формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать

интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

·      обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания

    произведений различного уровня сложности;

·      формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной культуры.

Развивающие:
·      развивать творческую и познавательную активность;

·      способствовать развитию образного и абстрактного мышления;

·      развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·      формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

·      способствовать развитию внимания, памяти, воображения и наблюдательности.

Воспитательные:
·      прививать учащимся навыки коммуникативной культуры;

·      воспитать эстетическое отношение к искусству слова;

·      воспитать умение доводить дело до конца;

·      сформировать навык самодисциплины;

·      заложить творческий потенциал;

·      воспитать эстетические навыки, умение видеть прекрасное.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные
Учащиеся:

·      сформируют интерес и ответственное отношение к процессу обучения;

·      приобретут навыки самодисциплины и самоорганизации;

·      разовьют чувство прекрасного и художественно – эстетическое мировоззрение;

·      повысят уровень коммуникативной компетентности в общении

    и сотрудничестве с  окружающими;

·      повысят свой творческий и общеобразовательный уровень;

·      разовьют воображение, а также аккуратность, внимательность и усидчивость;

·      самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

·      воспитают чувства патриотизма, любви и уважения к

    Отечеству, чувства гордости за   свою Родину.

Метапредметные
Учащиеся:

·       научатся осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

·       научатся использовать свой творческий потенциал для выполнения поставленных задач.

Предметные
Учащиеся:

·       научатся осмысленно и продуктивно читать текст;

·       различать абзацы;

·       составлять план;

·       подбирать антонимы и синонимы к словам;

·       различать текст и составляющие его единицы речи, определяя общую тему текста;

·       сформируют систему разносторонних знаний;

·       формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности;

·       умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Особые условия проведения

Программа «Чтение. Работа с текстом» имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На занятиях формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
·      помещение (с партами, стульями и обычной доской), для проведения теоретических и практических занятий;

·      оргтехника, необходимая для обеспечения каждого учащегося наглядным дидактическим материалом в виде памяток, заданий для практических работ, контрольных заданий;

·      USB-flash-накопитель;

·      оборудованное место для преподавателя, стулья;

·      ПК или ноутбук с возможностью выхода в Интернет;

·      Учебное пособие (Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О.Н. Крылова. – 19-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2022 год.