Шахматы

Инновационность программы заключается в том, что в основу программы положены современные нормативные требования по физической спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по шахматам отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки спортсменов.

Педагогическая целесообразность общеразвивающей программы Благодаря систематическим занятиям физической культурой и спортом, обучающиеся приобретают общую и специальную физическую подготовку, а развитие специальных качеств помогает развить морфофункциональные системы растущего организма, определиться с выбором вида спорта – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной краткосрочной программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы».

преподаватели

Пономаренко Александр Сергеевич

Содержание программы

Исторический обзор развития шахмат.

Появление шахмат на Руси.

Зарождение шахматной культуры в России.

Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

Основные положения шахматного кодекса
Ходы и взятия шахматных фигур.

Ценность фигур.                 

Ладья.  Место ладьи в начальном

положении.

Ход ладьи. Взятие.

Ладья против ладьи, две ладьи

против одной, две ладьи против

двух.        

Слон. Место слона в начальном

положении.

Ход слона. Взятие.

Белопольные и чернопольные слоны.

Слон против слона, два слона против одного, два слона против двух.

Легкая и тяжелая фигура.  

Ладья против слона ( две ладьи

против слона, ладья против двух

слонов, две ладьи против двух

слонов).

Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие.

Ферзь против ладьи и слона (ферзь

против ладьи, ферзь против слона,

ферзь против ладьи и слона.

Конь. Место коня в начальном

положении. Ход коня. Взятие. Конь

против коня, два коня против одного,

один конь против двух, два коня

против двух.

Конь против ферзя ладьи и слона

(конь против ферзя, конь против

ладьи, конь против слона).

Пешка. Место пешки в начальном

положении. Ход ладьи. Взятие.

Ладейная, коневая, слоновая,

ферзевая, королевская пешка. Взятие на проходе, превращение пешки.

Пешка против ферзя, ладьи, коня,

слона.

Король.  Место короля в начальном

положении. Ход короля. Взятие.

Король против других фигур.

Ценность фигур – пешка как единица

«стоимости». Выгодный и

невыгодный размен.

 

Цель шахматной партии.

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном,

конем, пешкой. Защита от шаха.

Шах. Открытый шах, двойной шах.

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход

ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой (простые примеры).

Ничья. Пат. Отличие пата от мата.

Примеры на пат. Варианты ничьей.

Рокировка. Длинная и короткая

рокировка. Правила рокировки.

 

 

 

Матование одинокого короля.

Линейный мат. Матование двумя

ладьями одинокого короля.

 

 

 

 

 

 

 

Методы атаки на короля.

Игра из начального положения.

«Детский мат» и методы защиты от

«детского мата».

Опасная диагональ. Спертый мат.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие принципы игры в

дебюте.

 

 

 

 

 

 

Цели программы

осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, привлечение обучающихся к систематическим занятиям спортом.

Результат программы

 

Должны Знать

•          Основы вида спорта - шахматы.

Должны Уметь

•          Ориентироваться в шахматной терминологии;

•          Ориентироваться на шахматной доске.

Особые условия проведения

Одним из важнейших условий реализации образовательной программы является материально-техническое обеспечение, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и включать в себя необходимое оборудование, инструменты  и материалы.

Материально-техническая база

Для реализации программы каждому обучающемуся необходимо иметь шахматы и инструкцию к ним.

Информационное обеспечение включает в себя информационные ресурсы, необходимые для реализации программы в дистанционном режиме.