Занимательная математика

Материал программы способствует формированию и развитию алгоритмического мышления, необходимого для успешного использования компьютерной техники, жизни и деятельности в информационном обществе.

Часть программы составляет решение занимательных, развивающего характера заданий, способствующих развитию познавательного интереса, развитию основ логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.

преподаватели

педагог дополнительного образования Усова Валентина Викторовна

Содержание программы

Тема №1 Арифметические действия с числами и числовыми выражениями

Теория: Повторение приёмов устного счёта в пределах 10, 20.

Практика: Выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения.

Тема №2. Арифметические вычисления в жизненных ситуациях

Теория: Устные и письменные приёмы счёта

Практика: Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения практических задач.

Тема №3. Решение текстовых задач

Теория: Усвоение методов работы с задачами

Практика: Создание условий для систематизации освоения методов работы над задачами, раскрытие роли и значения математики в развитии общечеловеческой культуры.

Тема №4. Решение задач занимательного характера

Теория: Усвоение методов работы с нестандартными задачами

Практика: Занимательные задания, головоломки, математические загадки на тренировку внимания, сообразительности, умения логически мыслить.

Тема №5 Распознавание и изображение геометрических фигур

Теория: Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире. Представление о плоских и пространственных геометрических фигурах.

Практика: Составление фигур из частей и разбиение фигур на части

Тема №6 Области и границы. Решение практических задач

Теория: Распознавание и называние геометрических фигур в окружающем мире.

Практика: Работа в паре, группе, распределение функций совместной деятельности, взаимоконтроль, оценивание собственного поведения.

Тема №7 Множества. Классификация множеств

Теория: Классификация элементов множества по свойствам. Упорядочение информации.

Практика: Разбиение на множества по различным признакам; объединение в группы предметов с одинаковыми признаками и свойствами.

Тема №8 Пересечение и объединение множеств

Теория: Классификация элементов множества по свойствам. Упорядочение информации.

Практика: Выделение предметов, принадлежащих пересечению множеств; свойства пересечения множеств; выделение предметов, принадлежащих объединению множеств, свойства объединения множеств. При Развитие внимания, логического мышления.

Тема №9 Игра «Танграм». Составление аппликаций из геометрических фигур

Теория: Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире.

Практика: Использование для построения чертёжных инструментов (линейки, угольника). Работа над развитием творческого мышления.

Тема №10 Игра «Истина-ложь»

Теория: Высказывания истинные и ложные.

Практика: Развитие творческого воображения; определение какое высказывание истинно (правда), а какое ложно (неправда); составление истинного высказывания и ложного высказывания.

Тема №11 Фигуры плоские и пространственные

Теория: Представление о фигурах плоских и пространственных

Практика: Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Равенство геометрических фигур. Конструирование фигур из палочек.

 Тема №12 Алгоритм. Действия по алгоритму и составление алгоритма.

Теория: Развитие логического и алгоритмического мышления через алгоритмы письменного сложения, вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие).

Практика: Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием).

Тема №13 Линейные алгоритмы.

Теория: Действия прямые и обратные; действия по порядку; выполнение действий по алгоритму.

Практика: Работа с линейным алгоритмом «Чётные и нечётные числа»

Тема №14 Схемы и таблицы.

Теория: Сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Практика: Работа с таблицами: дорисуй предмет, дай название столбцам таблицы, назови общее свойство предметов каждого столбца; работа со схемами.

Тема №15 Операции. Действия с числами и предметами.

Теория: Приёмы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Практика: Запись сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик».

Тема №16 Алгоритм действий с многозначными числами.

Теория: Чтение, запись, упорядочивание, сравнение чисел; представление в виде суммы разрядных слагаемых (десятичный состав).

Практика: Наглядное изображение трёхзначных чисел. Счёт сотнями, десятками и единицами.

Тема №17 Нестандартные задачи.

Теория: Задачи на нахождение «задуманного числа».

Практика: Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Тема №18 Логически-поисковые задания

Теория:

Практика: Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «…и/или…», «если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «найдётся», «не».

 

Цели программы

Формирование у обучающихся основ умения учиться; развитие мышления, качеств личности, интереса к математике; создание для каждого ребёнка возможности через занимательную математику развить интерес к точным наукам.

Результат программы

В результате освоения программы

У учащегося будут сформированы:

·                 представления о ценности знания как общемировой ценности;

·                 мотивация к работе на результат;

·                 опыт самостоятельности и личной ответственности за свой результат.

Учащийся получит возможность для формирования

·                 целеустремлённости в учебной деятельности;

·                 опыта адекватной самооценки своих учебных действий;

·                 интереса к изучению математики и учебной деятельности в целом;

·                 собственного опыта творческой деятельности.

Учащийся научится

·                 грамотно ставить цель и достигать результата учебной деятельности:

·                 применять в своей учебной деятельности алгоритм исправления ошибок.

Учащийся получит возможность научиться:

·                 фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения поставленной цели;

·                 определять причину затруднений в своей учебной деятельности;

·                 самооценку умения проводить самопроверку.

Учащиеся будут развивать компетенции:

‒                 учебно-познавательные;

‒                 ценностно-ориентационные;

‒                 рефлексивные;

‒                 информационные;

‒                 социально-трудовые.

Особые условия проведения

Особые условия не требуются

Материально-техническая база

Персональный компьютер; электронная доска; принтер.