Кружок «Юный исследователь»

Актуальность данной программы обусловлена  ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в дальнейшей учебе, выйти на уровень научных конференций. В основе формирования способности к научно – исследовательской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это практическое исследование – и изучение теории.

Педагоги

Бриканова Ирина Павловна, учитель истории, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

Раздел 1. Введение (2 часа).

Цель и задачи курса, специфика занятий, общие требования.

Понятие «наука». Ее роль в жизни людей. Классификация наук.

Раздел 2. Работа с различными источниками информации (5 часов).

Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная).

Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Интернет. Информационные поисковые системы.

Раздел 3. Виды исследовательских работ (13 часов).

Конспект. Виды конспектов. Правила конспектирования.

Доклад. Требования к докладу. Композиция содержания доклада. Стендовый доклад.

Реферат. Виды рефератов. Требования к написанию реферата. Структура реферата. Отличие реферата от доклада.

Отзыв и рецензия. Сходство и различие. Структурная организация.

Эссе. Содержание понятия «эссе». Виды эссе. Структура эссе.

Аннотация. Характеристика понятия. Особенности структурной организации аннотации.

Проект. Характеристика понятия «проект». Требования к структуре и содержанию научного проекта.

Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы (10 часов).

Рекомендации по выбору тем и их формулированию.

Правила написания введения, основной части, заключения.

Этика цитирования и правила оформления библиографических ссылок.

Оформление печатной работы: размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, междустрочный интервал. Стандарт оформления титульного листа, оглавления, списка использованной литературы.

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы (4 часа).

Рекомендации выступающему (психологический настрой, взаимодействие с аудиторией).

Защита исследовательской работы перед одноклассниками.

Выступление на школьной конференции.

Цели программы

Познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Результат программы

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников средней школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

Особые условия проведения

Навыки публичного выступления рекомендуется выступить в качестве ведущего какой – либо игры, взять на себя роль лидера. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература),  ПК, мультимедиа, музей.