Шахматы. "Юный шахматист"

Программа «Юный шахматист» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

преподаватели

Середин Егор Николаевич, учитель физической культуры, I квалификационная категория.

Содержание программы

Содержание курса направлено на улучшение игровых качеств обучающихся и, в большей степени, ориентировано на игровую составляющую. Также предусмотрены моменты повторения, но в незначительной доле. Все перечисленные основы игры третьего курса обучения можно разделить на следующие разделы:

1. Повторение, изученного в предыдущем году
2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах
3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блиц-шахматы. Игра с часами
4. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса
5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля)
6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки.

 

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Результаты освоения курса дополнительного образования

к концу учебного курса дети научатся:

ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Выпускник получит возможность научиться:

обучающиеся научатся
шахматную доску и ее структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
выпускник получит возможность научится

играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути ее достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.

Материально-техническая база

Задействовано помещение на базе «Точка роста», для занятий творчеством имеются различные раздаточные материалы, учебно- методические материалы, кабинет оснащен мультимедиа, интерактивной доской и т.д.