«Туристическое многоборье» (младшая группа)

Данная рабочая программа «Туристическое многоборье» для обучающихся 1- 5 классов общеобразовательного учреждения разработана на основе программы «Туристическое многоборье» – М. ЦДЮТК, 2014, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой МОКУ «Муртыгитская СОШ» на 2020-2021 учебный год.

Педагоги

Петлеха Виталий Николаевич

Расписание

Режим занятий:2 часа (45 минут 1 занятие) с перерывом 10 минут по средам: с 16.00-16.45, 16.55-17.35;

Содержание программы

Содержание рабочей программы

Введение (6ч.)

Беседа о туризме. Влияние туризма на организм школьника. Морально-волевые качества туриста. Рассказы о мужестве туристов.

Краеведение (6+7ч.)

Исторические места области. Знакомство с картой района. Топонимия. Климат. Растительность. Животные. Охрана природы. Экология.

Топографическая подготовка(3+6ч.)

Условные топографические знаки. Ориентирование при помощи карты. Масштаб. Виды масштаба. Линейный, числовой масштабы. Преобразование числового масштаба в натуральный масштаб. Измерение прямолинейного масштаба.

Измерение направления на карте.

Личное и групповое снаряжение (8ч.)

Перечень личного снаряжения. Сезонные особенности снаряжения. Перечень группового снаряжения. Сезонные особенности снаряжения. Подбор личного и группового снаряжения. Правила укладки рюкзака. Техника установки палатки

Техника снятия палатки.

Организация ночлега(6+3ч.)

Привал. Бивак в походе. Требование к привалу. Правила поведения на привалах. Костровое оборудование. Типы костров. Сушка обуви, одежды. Организация питания в походе. Питание. Водно-солевой баланс. Ремонт туристического оборудования. Программа "Песни у костра«.

Движение(4ч.)

Норма переходов. Строй. Темп. Режим движения. Интервалы. Их изменение. Хронометраж движения группы. Обязанности направляющего. Обязанности замыкающего.

Препятствия (8ч.)

Виды естественных препятствий. Формы горного рельефа. Движение по пересеченной местности. Движение по лесу, кустарникам.Движение по склонам. Движение по осыпям. Основные вопросы выживания в экстремальных условиях. Спасательные работы. Организация и проведение поисково-спасательных работ. Приемы транспортировки пострадавшего.

Узлы(1ч.)

Использование узлов. Самоподготовка в походе. Узлы: прямой, брам-шкотовый. Удавка. Булинь. Схватывающий. Проводник. Стремя. Встречный. Техника вязания узлов.

Переправы(6ч.)

Техника воздушной переправы. Техника параллельной переправы. Техника переправы с помощью вертикального маятника.

Техника «Горизонтальный маятник». Техника укладки бревна.

Техника переправы по бревну. Техника работы с альпенштоком.

Техника перехода "траверс".

Оказание первой доврачебной помощи (4ч.)

Медицинское обеспечение и доврачебная медицинская помощь. ПМП. ТБ в походе. Кровотечения, первая помощь. Пищевые отравления. Потертости, опрелости, мозоли. Простудные заболевания, вывихи.

Разделы: Краеведение. Топографическая подготовка. Организация ночлега -представлены в программе в виде двух блоков. (Группа младшая). Раздел: Топография. Переправы – представлены виде двух блоков.

Цели программы

Цель программы:

· Освоение знаний об истории туризма, о туристских возможностях Амурской области, формирование стремления обучающихся к познанию достопримечательностей Амурской области в процессе туристской деятельности, формирование у обучающихся основ ЗОЖ.

· Приобретение обучающимися специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно – климатическими особенностями Амурской области.

· Приобретение навыков общения и творческого сотрудничества обучающихся в ходе интегрированной спортивно – познавательной туристской деятельности.

Результат программы

По окончании курса учащиеся должны знать:

- Основные данные по родному краю, в том числе, топонимию.

- Культуру поведения туристов в походе, правила взаимоотношений туристов с местными жителями.

- Популярные в туристической среде песни.

- Вопросы организации и проведения пешеходного похода.

- Групповое и личное специальное снаряжение, необходимое для похода.

- Режим питания в пешеходном походе.

- Топографию и ориентирование на местности.

- Технику передвижения по маршруту, преодоления естественных препятствий.

- Организацию привалов и ночлегов, правила планирования, установки и снятия лагеря.

- Особенности пешеходного туризма в период межсезонья.

- Основные требования и правила безопасного проведения пешеходных путешествий.

- Основные причины аварий и ЧП в походах.

- Методику организации и проведения поисково-спасательных работ.

- Значение и содержание физической и морально-волевой подготовки туриста.

- Личную гигиену туриста-пешеходника, доврачебную медицинскую помощь.

 

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- Установить палатку, уложить рюкзак.

- Двигаться по маршруту, ориентироваться на местности, составлять глазомерную съемку.

- Оформить фотостенд, фотоальбом, мультимедийную презентацию.

- Пользоваться компасом.

- Пользоваться личным, групповым и специальным снаряжением.

- Составлять план маршрута и график похода.

- Составлять меню и раскладку продуктов на поход.

- Тактически грамотно организовывать движение группы на маршруте.

- Применять технические приемы передвижения и преодоления препятствий в различных условиях.

- Руководить действиями группы при организации привалов и ночлегов.

- Правильно оценивать возникновение предпосылок к аварийной ситуации.

- Проводить анализ аварий и аварийных ситуаций.

- Разрабатывать оперативный план проведения поисково-спасательной работы.

- Оказывать доврачебную медицинскую помощь.

- Проектировать исследовательскую и туристско-краеведческую деятельность.

Особые условия проведения

наличие справки о состоянии здоровья

Материально-техническая база

Спортзал:

18 длина,9 ширина,6 высота.

Палатка (1шт.)
Коврики (6шт.)
Страховочные системы(6шт.)
Туристическая веревка

Стоимость

Оплата с родителей за обучение детей в секции не взимается, бюджетное финансирование