«Я и мое здоровье»

Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в младшей школе достаточно обширно.           Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьёзные требования к ним.

Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом младшего школьника.

Кружок «Я и моё здоровье» является межпредметным модулем, где дети комплексно используют свои знания. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие наборов лабораторного оборудования, лупы, различные виды микроскопов, интерактивные экспонаты и многое другое позволяют заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям:

1.исследование

2.конструирование

3. программирование;

4. моделирование физических процессов и явлений.

В основе кружка лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Занятия в кружке «Я и моё здоровье» главным образом направлены на развитие исследовательских, изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребёнок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает своё отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках окружающего мира, информатики, математики, изобразительного искусства, но и углубляют их.

преподаватели

Краснова Н.В., Клименкова О.Н.

Расписание

1 год обучения - 84 часа в год;

Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.

Общее количество часов в неделю – 3 часа.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу в понедельник, среду, четверг.

Содержание программы

Программа кружка «Я и моё здоровье» состоит из 2 разделов:

«Школа здоровья»: Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи.

«Разговор о правильном питании и правилах поведения»: осознанно о правильном и здоровом питании. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения

Программа кружка «Я и моё здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

     Содержание программы     кружка «Я и моё здоровье» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. 

Описание содержания разделов.

 

           1 раздел «Школа здоровья» Организм защищает сам себя. Охрана здоровья и жизни детей. Потребность расти  здоровым.

      Владение навыками здорового образа жизни. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Физкультура и спорт способствуют здоровому образу жизни. Оказание первой помощи при отравлении лекарствами. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), не купайся в водоёмах во время грозы. Один не ходи купаться на водоём.  Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Опасность от домашних или брошенных домашних животных. Животные как переносчики инфекций.  Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах.

2 раздел «Правильное питание» Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна.  Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы каждый день. Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление   о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы сервировки стола, правила сервировки праздничного стола;  правилах  поведения за столом.



Цели программы

формирование сознательного и ответственного отношения
ребенка к своему здоровью, личной безопасности и безопасности
окружающих.

Результат программы

Учащиеся должны:

знать:

•                  строение организма человека;

•                  значение природного окружения для здоровья человека;

•                  элементарные навыки сохранения здоровья;

•                 ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

•                 оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;   

•                  правила поведения в чрезвычайной ситуации;

•                  правила дорожного движения;

•                  серии дорожных знаков и их представителей;

•                  способы оказания первой медицинской помощи;

•                  правила поведения в обществе;

•                  ответственность за нарушение правил поведения, приводящие к опасным ситуациям.

уметь:

•                 проводить наблюдения за состоянием собственного организма, работать с микроскопами, моделями, тренажерами, объяснять их результаты;

•                 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

•                 реализовывать установки здорового образа жизни;

•                  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей.

·                 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

·                 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

иметь навыки:

•                 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира;

•                 бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

•                 ответственности за своё поведение;

•                 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

•                 выполнения гигиенических процедур.

Личностные универсальные учебные действия

•        потребность в ведении здорового образа жизни;

•         трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья;

•         самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

 Метапредметные

У учащихся будут сформированы:

•         умения и навыки по ведению здорового образа жизни;

•         чувство ответственности за состояние природной среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

•         коммуникативные навыки; - умение сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить самостоятельные наблюдения;

•         познавательную активность школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор обучающихся;

•         основы социальной и жизненной адаптации обучающихся.

Особые условия проведения

Учебный кабинет, спортзал, стадион, лесной массив.

Материально-техническая база

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагает наличие учебного кабинета, оборудованного современными техническими средствами обучения. Для эффективности реализации программы «Я и моё здоровье» необходимо дидактическое обеспечение:

1.Фотоаппарат

2.Лупы.

3.Микроскоп световой

4.Микроскоп стереоскопический

5.Цифровой USB - микроскоп

6.Видеокамера

7.Набор микропрепаратов для начальной школы

8. Весы с разновесами лабораторные

9.Весы электронные.

10.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

11. Тренажёры по оказанию первой помощи

12. Анатомические модели

13. Интерактивное пособие «Человек. Строение тела человека»

14.Манометры

15.Термометры

16. Модель локтевого сустава подвижная 17. Набор «Имитатор ранений и поражений»

18. Набор «Органы чувств»

19. Лангеты