«Фортепиано»

Данная образовательная программа направлена на достижение основной цели – обучение детей и подростков игре на музыкальных инструментов с целью объединения их в оркестровом музицировании.

Игра на фортепиано помогает ученикам развивать моторные навыки –координировать движения, владеть навыками управления мышцами рук и ног, приобретать умения «раскрепощения» игрового аппарата.

Обучение игре на фортепиано развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию, активизирует творческие способности детей, обогащает их жизненный опыт, расширяет общекультурный кругозор.

преподаватели

Еремеева К.Ю.

Содержание программы

1. Введение. Техника безопасности.

Теория: введение в предмет, история фортепиано, организация занятий, правила поведения на занятиях, бережное использование инструмента.

Практика: применение на практике изученных правил.

2. Основы теории и истории музыки

Теория: нотная грамота, теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, основы гармонического и структурного анализа произведения, знания об основных стилистических направлениях музыкального искусства, жанровых особенностях инструментальных произведений.

Практика: определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения, овладения навыками игры в различных стилях

3. Формирование исполнительского аппарата (посадка за инструментом, постановка рук)

Теория: правильная посадка за инструментом: прямая спина, свободный корпус, три точки опоры.

Практика: умение контролировать посадку (за инструментом прямая спина, свободный корпус, три точки опоры), овладение навыками «распределения веса руки», освобождения корпуса и рук

4. Выработка технических навыков (игра гамм, упражнений)

Теория: навыки приемов звукоизвлечения.

Практика: работа над постановкой рук, игра упражнений на non legato, legato, работа над правильным звукоизвлечением, мелкой техникой.

5. Работа над художественным образом музыкального произведения

Теория: аппликатура, штрихи, динамика, фраза, гармонический анализ произведения, аннотация к произведению.

Практика: овладение исполнительскими навыками выразительного интонирования на инструменте, работа над созданием художественного образ произведения средствами музыкальной выразительности.

6. Чтение нот с листа, игра в ансамбле

Теория: активизация знаний по теории музыки и навыков исполнения гаммообразных пассажей, аккордов, арпеджио.

Практика: выработка навыков чтения с листа и игры в ансамбле.

7. Итоговые занятия.

Практика: исполнение музыкальных произведений, изученных на занятиях.

Цели программы

Активизация интереса к оркестровому музицированию через развитие основных музыкальных способностей ребенка в процессе обучения игре на фортепиано.

Результат программы

1 год обучения

Учащийся должен освоить необходимые ЗУН:

· ознакомиться с нотной грамотой: регистры, названия октав;

· изучить ноты первой и второй октавы на клавиатуре и нотном тексте, длительности нот, знаки альтерации, штрихи;

· освоить посадку за инструментом, первичные навыки приемов звукоизвлечения: поп legato, legato;

· изучить динамические оттенки.

За год учащийся должен пройти большое количество простейших разнохарактерных произведений на основе народных песен для накопления репертуара, для свободного чтения с листа, знакомства с разнообразными ритмическими рисунками.

В конце первого полугодия учащийся среднего и высокого уровня обученности должен играть два разнохарактерных произведения двумя руками. Во втором полугодии изучаемый музыкальный материал становится сложнее. В программу входят этюды, пьесы с элементами полифонии. На зачете (концерте)по итогам во второго полугодия на экзамене учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, включающих в себя различный элементы фортепианной фактуры(подкладывание первого пальца. игра на легато длинных фраз,)

 

2 год обучения

Учащийся должен знать обозначение динамических оттенков, владеть навыками исполнения основных динамических оттенков, слышать начало и конец фразы, овладеть навыками выразительного интонирования на фортепиано, овладеть навыками исполнения гааммообразных пассажей в медленном темпе. Должен пройти за год 4 обязательных произведения и 2 произведения дополнительно.

Обязательные произведение должны включать в себя: этюды, пьесы, полифония, игру в фортепианном ансамбле.

3,4,5 годы обучения

За год учащийся проходит 4 произведения. Репертуар должен в себя включать по выбору учащегося: этюды, полифонические пьесы, крупную форму (сонату или вариации), пьесы различные по характеру, ансамбль смешанный (со струнными народными инструментами).

Учащийся среднего и высокого уровня обученности должен овладеть основными навыками исполнения фортепианных пьес :уметь самостоятельно разбирать нотный текст. владеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле, анализа исполнительских трудностей, приемами проучивания нотного текста, выразительного интонирования на рояле, овладеть различными приемами игры на инструменте (педализация).

Особые условия проведения

Музыкальный слух

Материально-техническая база

Фортепиано