Шахматы

Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление.

Шахматная игра проходит на доске, имеющей 64 клеточки – 32 белые и 32 чёрные. 

преподаватели

Поддубная Олеся Александровна,педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Раздел 1  «Введение» Тема «Вводное занятие. Ознакомление с программой, с правилами техники безопасности. История шахмат»

Теория. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения; техника безопасности. История шахмат. Испанские и итальянские шахматисты 16-17 веков. Калабриец Греко. Филидор и его теория. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Первый русский мастер А.Д. Петров. Первый чемпион мира В. Стейниц и его учение. М.И. Чигорин – основоположник русской шахматной школы

Практическа. История шахмат.Дидактические игры, игра – «Пойми меня».

Форма контроля. Опрос

Раздел 2.Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

Тема 2. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски. Ходы фигур.

Теория. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 3. Ходы фигур, поле под ударом спарринги.

Теория. Как ходит каждая фигура, как напасть на фигуру, поля под ударом.

Практика. Игровые ситуации в спаррингах

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 4. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Решение позиций.

Теория. Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

Практика. Решение позиций мат в один ход путём жертвы ферзя, ладьи, слона, коня. Дидактические игры: «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю. «Защита от шаха». Белый король должен, защитится от шаха.

Форма контроля. Тест, наблюдение.

Тема 5. Рокировка. Взятие на проходе. Решение позиций.

Практика. Решение позиций по теме «Рокировка». «Дидактические игры Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Форма контроля. Устный опрос. Педагогическое наблюдение.

Тема 6. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен.

Практика. Решение позиций по теме «Превращение пешки». Дидактические игры. Бальная система ценности фигур.

Форма контроля. Педагогическое наблюдение.

Тема 7. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Решение позиций.

Практика. Основные правила дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. Решение позиций мат в 1 ход.

Форма контроля. Педагогическое наблюдение.

Тема 8. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

Практика. Дидактические игры: «Защита от шаха». Белый король должен, защитится от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат чёрному королю.   

Форма контроля. Устный опрос. Викторина

Тема 9. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. Спарринги.

Теория. Какие бывают шахматные разряды и звания, как повышается рейтинг игроков.

Практика. Сеансы одновременной игры. Работа на компьютере.

Форма контроля. Устный и письменный опрос

Раздел 3. Шахматы – спорт, наука, искусство - (16 часов).

Тема 10. История возникновения шахмат. Этика поведения шахматиста во время партии, турнира.

Теория. Легенды о возникновении шахмат. Правила поведения на соревнованиях и во время игры.

Практика. Подготовить сообщения о легендах возникновения шахмат.

Форма контроля. Устный опрос. Викторина.

Тема 11. Различные системы проведения шахматных турниров.

Теория. Различные системы проведения шахматных турниров – Круговая, швейцарская.

Практика. Мини-турнир по круговой и швейцарской системе. Судейство соревнований. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские.

Форма контроля. Устный опрос. Наблюдение.

Тема 12. Изучение шахматных электронных  часов

Теория. Виды шахматных часов, принцип работы. Правила игры по времени.

Практика. Спарринги с применением электронных часов.

Форма контроля. Устный опрос. Викторина.

Тема 13. Чемпионы мира по шахматам

Теория. Самые известные чемпионы мира, биография.

Практика. Сообщения на тему: «Чемпионы мира по шахматам»

Форма контроля. Устный опрос. Наблюдение.

Тема 14. Виды шахмат

Практика. Классические шахматы. Шахматы Фишера. Боевые шахматы. Шахматы на круглых досках. Гексагональные шахматы.

Форма контроля. Устный опрос.

Тема 15. Занимательные истории, мифы о шахматах

Теория. 50 интересных и увлекательных фактов о шахматах

Практика. Сообщения на тему: «Мифы о шахматах»

Форма контроля. Устный опрос. Наблюдение.

Тема 16. Всемирная шахматная организация ФИДЕ. Календарь шахматных соревнований.

Практика. Изучение и анализ  шахматных партий чемпионов мира.  Сеансы одновременной игры. Работа на компьютере. Работа на компьютере.

Выполнить задания, используя компьютерные программы «Шахматная школа для начинающих».

Тема 17. Спарринги, решение позиций

Промежуточный контроль.

Практика. Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Тест.

Раздел 4.  Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

Тема 18. Мат в один ход.

Теория. Создание ситуаций в игре, способствующих выигрышу

Практика. Решение позиций мат в 1 ход на доске и на компьютере.

Форма контроля. Устный опрос. Викторина.

Тема 19. Двойной, вскрытый шах. Решение позиций.

Практика. Решение позиций двойной, вскрытый шах на доске и на компьютере

Форма контроля. Наблюдение. Конкурс

Тема 20. Линейный мат двумя ладьями. Тренировочные партии.

Теория. Как правильно ставить мат двумя ладьями.

Практика. Отработка линейного мата в парах, тренировочные партии

Форма контроля. Опрос. Викторина.

Тема 21. Мат ферзем и ладьей

Теория. Как правильно ставить мат ферзём и ладьёй.

Практика. Отработка мата ферзем и ладьёй в парах, тренировочные партии

Форма контроля. Устный опрос

Тема 22. Детский мат. Тренировочные партии.

Практика. Применение детского мата в игре, тренировочные партии.

Форма контроля. Наблюдение.

Тема 23. Тренировочные партии. Мат двумя слонами.

Теория. Как правильно ставить мат двумя слонами.

Практика. Отработка мата двумя слонами в парах, тренировочные партии

Форма контроля. Опрос, игра.

Тема 24. Мат одной ладьёй.  Спарринги.

Практика. Отработка мата ладьёй, тренировочные партии. Провести конкурсы решения задач.

Конкурсы организуются двумя способами:

1. Демонстрируются задания на демонстрационной доске, и даётся время для решения. Решения сообщаются либо письменно, либо устно. Начисляются очки за правильное решение.

2. Раздаются карточки с заданиями. Подводятся итоги конкурса.

Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».

Форма контроля. Наблюдение

Раздел 5. Тактика, эндшпиль.  (14 часов).

Тема 25. Тактические удары и комбинации

Теория. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры.

Практика. Решение задач на тему «Тактические удары и комбинации»

Форма контроля. Устный опрос

Тема 26. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур.

Спарринги. Сочетание приемов нападения вилка, обмен, подставка, контрудар, связи фигур. Угроза мата в два хода.

Практика. Решение задач на тему «Мат в 2 хода»

Форма контроля. Наблюдение. Игра

Тема 27. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие.

Тренировочные партии.

Теория. Сочетание приемов нападения двойной удар, сквозное нападение (рентген), перекрытие

Практика. Решение задач на тему «Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие». Тренировочные партии.

Форма контроля. Опрос. Наблюдение. Игра

Тема 28. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата.

Теория. Понятие шахматные окончания. Король и пешка против короля, виды пешечных окончаний.

Практика. Решение позиций на тему «шахматные окончания»

Форма контроля. Устный опрос. Наблюдение.

Тема 29. Оппозиция. Решение позиций.

Теория. Понятие Оппозиция, правильное применение.

Практика. Решение позиций на тему «Оппозиция»

Форма контроля. Игра

Тема 30. Цугцванг. Правила игры в эндшпиле. Решение позиций.

Практика. Решение позиций на тему «Эндшпиль» и «Цугцванг», применение на практике.

Форма контроля. Наблюдение.

Тема 31. Ладейные, коневые и слоновые окончания.

Практика. Решение позиций на тему «Ладейные, коневые и слоновые окончания», применение на практике.

Форма контроля. Письменный опрос

6. Дебют (8 часов).

Тема 32. Принципы развития дебюта. Решение позиций.

Теория. Суть дебюта заключается в том, чтобы сдвинуть белые и черные фигуры в центр доски, развить лёгкие фигуры и защитить короля.

Практика. Решение позиций на тему «Дебют».

Форма контроля. Устный и письменный опрос

Тема 33. Основные цели дебюта.

Теория. Цели, которые нужно достигнуть в дебюте, виды дебютов.

Практика. Применение различных дебютов в игре.

Форма контроля. опрос

Тема 34. Классификация дебютов. Решение позиций.

Теория. Открытые и закрытые дебюты..

Практика. Решение позиций, спарринги.

Форма контроля. Устный опрос

Тема 35. Испанская, Итальянская партия. Спарринги.

Практика. Изучение разновидностей Испанской и Итальянской партий, спарринги.

Форма контроля. Игра

Цели программы

Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению через овладение навыками шахматной игры.

 

 

 

Результат программы

Обучающиеся будут знать:

- правила техники безопасности при проведении мероприятий и турниров;

- правила игры в шахматы;

- иметь представление о истории и происхождении шахмат;

- основные понятия о тактике, дебюте, миттельшпиле и стратегии.

Обучающиеся будут уметь:

- применять указанные знания на практике;

- играть в шахматы;

- работать в группе.

В ходе реализации программы предполагается развитие у обучающихся следующих качеств:

- усидчивость, внимательность;                                                  

-умение впитывать информацию.

Особые условия проведения

1.Выборочные вычисления.

2.Умение играть в простых позициях.
3.Умение верно определять цель – победа или ничья.
4.Возможность быстро оценить позицию.
5.Способность хорошо играть под давлением.

Материально-техническая база

Оборудован кабинет для игры в шахматы в центе информационных технологий "Точка роста".

Оборудование:шахматы,часы,демонстрационные доски, столы.