Театр-танца «Созвездие»

 

 Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, удовлетворяет его творческие потребности, развивает интересы, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства и стать успешным взрослым. Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности современного танца, можно формировать у детей культуру и манеру общения. Каждое время требует своих песен и своих танцев. Новое поколение желает знать современную пластику, чтобы самовыражаться в среде со сверстниками.

Программа «Современная хореография» направлена на обучение детей и подростков танцам, которые способствуют гармоничному психическому, духовному и физическому развитию; формирует художественно-эстетический вкус, умение самовыражения чувств и эмоций, физическую культуру, а также нравственные качества личности. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых в корне отличающихся от традиционных академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Развиваясь в течение последних лет, современные танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму занятия и методику преподавания.

Актуальность и новизна программы. Необходимость и актуальность программы обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях в отношении современного танца. Современный танец является одним из основных предметов, он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.

Педагоги

Антонова Анна Владимировна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Первый год обучения

Счет – немаловажное понятие, без которого трудно разобрать танец на составные части. Чтобы просчитать музыку, нужно услышать ритм. Легче всего это сделать, слушая ударные инструменты. Подстраиваясь под их ритм, необходимо отсчитывать счет. Обычно на восемь счетов приходится одна строчка куплета песни. Существуют и более точные способы разбить музыку на квадраты (четыре счета) и восьмерки. Но чтобы танцевать «в такт» достаточно следовать ритму. Восемь счетов – это восьмерка, ей соответствуют восемь положений тела, восемь точек, которые могут быть фиксированными или проходящими.

Точка – положение тела. Для того чтобы непрерывное и, порой, достаточно быстрое движение можно было разучить в замедленном темпе, танец рассматривается как ряд поз, соединенных промежуточными движениями, каждая из которых называется точкой. Если в одной из точек происходит остановка, она называется фиксированной точкой. Если остановки нет или она взята условно для того, чтобы понять, через какие промежуточные стадии происходит движение от одной фиксированной точки к другой, мы говорим о наличии проходящей точки, то есть положении тела, в котором мы не задерживаемся.

Пошаговой разбивкой называют процесс разбивки танца на отдельные элементы. Также пошаговой называют схематичные изображения, помогающие разучивать танец. Чаще всего речь идет о рисунках, изображающих позицию в танце, или схематичных зарисовках проекций стоп танцующих. Танец: если стихи, положенные на музыку, именуются песней, то танец – это движение, положенное на музыку. Танцы можно условно разбить на две категории: релаксация (танец для себя) и профессиональный танец. В первом случае мы позволяем телу двигаться как угодно, не особо интересуясь траекторией движения. Второй вид танцев призван производить впечатление и предполагает четко отработанные движения.

Второй год обучения

Ко второму году обучения танцевальные особенности детей следует развивать в равной степени, работая над движениями рук, ног, головы, корпуса. Современный танец способствует технической разработке каждого движения в отдельности, а затем и в их соединении. Техническое мастерство достигается систематическим повторением одного движения значительное число раз. Темп берется значительно быстрее, усложняется комбинация. Сложные упражнения способствуют развитию устойчивости корпуса-стержня, т.е. умение держать мышцы спины. Умение держать спину-стержень – это залог успеха в исполнении сложных танцевальных движений.

Третий год обучения

В средних и старших группах упражнения усложняются, добавляются трюковые элементы, комбинируются с выученными движениями в композиции. Достижение полной координации всех движений заставляет в дальнейшем воодушевлять движения танца настроением, т.е. придать им ту выразительность, которая называется артистичностью.
Трюки: нередко в постановочном танце есть кульминационный, пиковый момент. Это момент, в который танец наиболее насыщен эмоционально и технически. Именно в кульминационный момент выполняются трюки – технические элементы повышенной сложности. В определении того, что считать трюком, а что нет, единой для всех направлений классификации не имеется. Некоторые танцевальные направления, например, брейк, можно считать сплошным непрерывным трюком, а в каких-то категориях танцев высокий бросок ноги в сочетании с поворотом – уже трюк.

Четвертый год обучения

Более подробно изучаются следующие направления: фанк, хаус, транс, джампинг, джаз-танец, разновидности брейка (нижний, верхний, волновой и т.д.), стилизация народных и фольклорных танцев в различных ритмах, стилизация латиноамериканских танцев и другие направления. Большое внимание уделяется теоретическим аспектам современной хореографии.

Возникновение танца модерн в США и Германии в конце ХIX века. Основоположники танца модерн – Ж.Далькроз и А.Дункан. Ведущий теоретик модерна – хореограф Р.Лабан. Осознание деятелями танца модерн необходимости синтеза выразительного танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы. Драматически насыщенный танец. М.Грэхем. Прародители хип-хопа КулХерк, Джон Кемпбел. Великое мастерство Майкла Джексона. Отечественный современный танец. Антуражный танец как основной жанр эстрадной хореографии с конца 1990-х годов. Бессюжетные танцы. Балет А.Духовой «Тодес» и особенности его исполнительской манеры. Современные российские коллективы эстрадного танца.

Пятый год обучения

Разучивание различных танцевальных комбинаций и композиций с использованием любых музыкальных и хореографических стилей и с введением свободного хореографического текста (по выбору педагога).

Повторение всего теоретического и практического материала. Подготовка этюдов и номеров на основе всего программного материала.

Цели программы

Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу.

Результат программы

В конце первого года обучения учащиеся будут уметь:

выполнять движения и комбинации у станка и на середине зала в ускоренном темпе;

согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;

выражать образ с помощью движений;

В конце второго года обучения:

свободно и грамотно ориентироваться в терминологии современного танца

самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танца;

владеть исполнительским мастерством сценического танца.

В конце третьего года обучения:

работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.

эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.

самостоятельно и грамотно выполнять движения современного танца

В конце четвертого года обучения:

владеть корпусом во время исполнения движений;

ориентироваться в пространстве;

координировать свои движения;

В конце пятого года обучения:

исполнять хореографический этюд в группе.

соединять отдельные движения в хореографической композиции.

Материально-техническая база

Палка-станок, зеркала, методическая литература, костюмы и т.д.