Выжигание по дереву

Выжигание по дереву – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитыехудожники.
В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определённый узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна. На деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскалённой кочергой или шпагой.
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания. В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

К сожалению, сейчас этот вид народного промысла несколько позабыт. И напрасно, ведь это прекрасное хобби для любого возраста. Ребенку выжигание по дереву поможет стать более аккуратным, трудолюбивым и усидчивым, развить творческие способности. Выжигание по дереву – замечательный вид творчества. Если сделать это занятие простым и безопасным, оно принесет ребенку огромную пользу.

Программа дополнительного образования «Художественное выжигание по дереву » - художественно – эстетического направления рассчитана на 1год обучения.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию.

Актуальность – данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Педагоги

Герасимова Ольга Викторовна, педагог длополнительного образования.

Содержание программы

 

Тема 1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 2. Основы материаловедения

Теория. Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 3. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром. санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 4. Технология декорирования изделий выжиганием.

Теория.Технология декорирования изделий выжиганием.

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 5. Основы композиции.

Теория. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. – Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 6. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом..

Тема 7. Теория. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

– Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания

Тема 8. Основные приёмы выжигания.

Теория. Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

Тема 9. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно

Тема 10. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 11. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

– Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 12.Итоговая аттестация.(знание теории и практики в форме выставки детского творчества).

 

Цели программы

Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Результат программы

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

- способы разметки по шаблону и чертежу;

- принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

- способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

- выполнять простейшие столярные операции;

- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;

- экономно расходовать материалы и электроэнергию;

- участие детей в районных, окружных, городских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

Материально-техническая база

Электроприборы выжигания по дереву, фонера, краски, кисти и т.д.