Спортивный туризм

Самодеятельный пешеходный туризм- трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает школьников переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит к бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, педагог помогает решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимися же за спиной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:

• в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам);

• в самореализации (в раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим);

• в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

Педагогам важно создать для учащихся пространство личностного самоутверждения, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития.

В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной», необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники в большей степени ощущают собственную независимость от взрослых. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать, как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы

Педагоги

Колотова Виктория Вячеславовна, педагог дополнительного образования, учитель физической культуры.

Расписание

Среда 16.10 - 16.50

Содержание программы

Разделы учебной программы:

1. Краеведение;

2. Топография;

3. Спортивный туризм;

4. Спортивное ориентирование;

1.Краеведение- в этом разделе будет изучаться рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края.

2.Топография- топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.

3.Спортивный туризм- спортивное туристское снаряжение, страховки, само страховки. Подъём и спуск по склону по перилам, спортивным способом. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.

4.Спортивное ориентирование- правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

Цели программы

Всестороннее физическое развитие и совершенствование многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Реализация потребности подростков в самопознании, самореализации, самоидентификации.

Результат программы

Личностные результаты :

· Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

· Знание истории культуры своего народа, края как части наследия народов России и человечества;

· Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· Участие в школьное самоуправлении и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных, социальных и экономических особенностей;

· Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

В области познавательной культуры:

· Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

· Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи;

В области нравственной культуры:

· Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий, во время соревнований;

В области трудовой культуры:

· Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

В области эстетической культуры:

· Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

В области физической культуры:

 

· Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности;

Метапредметные результаты:

· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;

 

В области нравственной культуры:

· Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

· Проявление уважительного отношения к окружающим;

В области трудовой культуры:

· Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению нового;

· Приобретение умения планировать, контролировать и оценивать деятельность, организовывать место занятий и их безопасность;

В области эстетичной культуры:

· Знание потенциально опасных для здоровья факторов,их последствий;

· Понимание культуры движения человека, овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками;

В области коммуникативной культуры:

· Владение культурой речи, ведение диалогов в доброжелательной и открытой форме, проявление внимания к собеседнику;

· Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения;

В области физической культуры:

· Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и наполнения содержанием;

· Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта;

Предметные результаты:

· Понимание роли и значения туризма в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

· Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений регулировать физические нагрузки;

· Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий с соблюдением правил техники безопасности;

В области познавательной культуры:

· Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;

В области нравственной культуры:

· Способность проявлять инициативу и самостоятельность;

· Умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;

В области трудовой культуры:

· Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задание по технической и физической подготовке;

 

В области коммуникативной культуры:

· Способность интересно и доступно излагать знание о спортивном туризме;

В области физической культуры:

 

· Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей;

Особые условия проведения

Заниматься в кружке может каждый желающий школьник 5-11 классов, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Материально-техническая база

Спортивный зал МОАУ "Моготская СОШ" 

Спортивный инвентарь:

1. Скалодром.

2. Личное снаряжение: рюкзак, спальный мешок, туристский коврик;

3. Групповое снаряжение: палатка, тент, костровые принадлежности, котелки, топор, ремонтный набор, компас;

4. Специальное снаряжение: веревка (10 мм.), веревка (6 мм.), страховочная система, карабины, спусковые устройства, жумары.

Стоимость

бюджетное финансирование