Музыкальная шкатулка

Реализация содержания программы «Музыкальная шкатулка» предполагает организацию детей школьного возраста в доступной и увлекательной форме и доступность к знаниям устного народного творчества, вовлечение их в творческую художественную деятельность.

Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и идейно–нравственная задача современного российского образования, актуальность которой бесспорна.

Предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, игровых песен, работа над выразительностью речи,, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

Содержание программы представляет собой синтез разделов, реализуемых по принципу интеграции различных видов деятельности песенного фольклора. Такой принцип позволяет решать задачи не только музыкального развития, но и эстетического, нравственного воспитания обучающихся и преемственности.

Актуальность программы «Музыкальная шкатулка» обусловлена приоритетными направлениями образовательной политики и идеей:

· создания особой, русской традиционной среды для формирования культурных интересов и развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства;

Зачисление обучающихся на данную программу осуществляется по персонифицированным сертификатам дополнительного образования.

 

Педагоги

Преподаватели ДШИ

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Знакомство , правилах поведения, технике безопасности. Ознакомление с программой обучения. Обзорная беседа-экскурс о русском фольклоре, экскурсия по школе и о правилах поведения, знакомство с кабинетом, просмотр фотографий и видео материала о творческой деятельности школы, игры на знакомство, прослушивание данных, выбор актива ансамбля.

Раздел 2. Музыкальный фольклор

Тема 2.1. Разучивание прибауток, считалок

Детские жанры народно-песенного творчества песни-игры, игры-загадки, песни-танцы.

Тема 2.2. Вокально-хоровое пение

1) Музыкальная азбука русского фольклора, народная лексика, соеди­нение слова с музыкой, движением.

2) Малообъемные песни: песни-игры, считалки, потешки – в 1–2 звука, в терцию.

3) Постепенное расширение диапазона начиная от примарной зоны (ми-фа).

4) Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народ­ной манере, близкой к разговорной речи.

5) Формирование правильного певческого звука – открытого, легкого, звонкого.

Обучение умению сочетать пение с движением, игрой, охраняя качество звучания. Работа над дыханием, арти­куляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведе­ния.

На занятиях по фольклору наряду с изучением тем и праздников проводится вокально-хоровая работа.

Для развития народной манеры пения

1) использование скороговорок на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами. «Веники-веники», "Андрей-воробей«;

2) постепенное движение в диапазоне ч.4. по полутонам на простых слогах «да-да-да», "да-ага-ага«.

Проводится артикуляционная гимнастика

1. Для подвижного языка, губ, щек, нёба.

2. Дикционные упражнения

3. Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.

Тема 2.3. Расширение диапазона

1) Распевание коллектива

2) Работа над развитием артикуляционного аппарата

3) Гласные, согласные в народном вокале, интонирование и пение a capella.

Тема 2.4. Знакомство с шумовыми инструментами. Кугиклы, ложки, балалайка, трещотки, гармошка, рубель, свистульки

Тема 2.5 Слушание музыки

Прослушивание: 1) народных песен в исполнении народных мастеров (Зыкина Л.), профессиональных певцов и детских фольклорных коллективов. 2) фрагментов из опер русских композиторов, в которых использованы народные мелодии

Цели программы

Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Результат программы

По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы результаты:

· предметные

· личностные

· метапредметные

1. Личностные. Обучающиеся:

· оценивают свои способности (интонировать, музицировать, импровизировать);

· осуществляют выбор позиций, целей, средств (роли, солист);

· оценивают освоенный материал;

· ориентируются в определении роли в коллективе;

· осознают себя по отношению к «Я-Я», «Я-О», "О-Я"

Познавательные

· осознанно применяют музыкальные терминологии;

· владеют основными вокальными и ансамблевыми техниками;

· умеют анализировать и обобщать стили народного пения;

· выражают собственную роль в группе.

Особые условия проведения

Зачисление обучающихся на данную программу осуществляется по персонифицированным сертификатам дополнительного образования.

 

Материально-техническая база

Специальный кабинет (который оформлен по направлению образовательной деятельности), отвечающий санитарно – гигиеническим требованиям, мебель

· фонотека – записи русских народных песен, танцев

· видеотека – записи концертных выступлений, конкурсов, учебный материал

· техническое оснащение – проигрыватель, магнитофон, плеер, фотоаппарат, видеокамера, микрофон, (по возможности компьютер)

· музыкальные инструменты – фортепиано, баян, гармонь, балалайка, трещотки, ложки, рубель, коробочки, колокольчики, барабан, свистульки, кугиклы, свирели, рожок, бубен и т.д.