"Приамурье моё"

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития школьников является осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. К числу наиболее разработанных краеведческих направлений относится природоведческое краеведение (изучение ландшафта, географии, животного и растительного мира) и историческое краеведение, предметом изучения которого являются исторические события, происходящие в крае.

В основу содержания курса положено понимание краеведения как  предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Дальнего Востока.

преподаватели

Кольга Олеся Геннадьевна - педагог-библиотекарь

Содержание программы

Тема 1. Введение

Понятие краеведения. Специфика исторического краеведения. Специфика истории краеведения в Приамурье. Основные термины и понятия, необходимые для знакомства историческим краеведением. История терминов «Приамурье», "Амурская область«.

Тема 2. Древняя и средневековая история Приамурья

Палеолит Западного Приамурья. Неолит Западного Приамурья Эпоха палеометалла и ранний железный век. Племена Западного Приамурья на пороге эпохи средневековья. Михайловская культура и ее генезис. Мохэская культура в Западном Приамурье. Чжурчжэньская эпоха (развитое средневековье). Народы и культуры Приамурья в позднем средневековье. Средневековые городища Амурской области.

Тема 3. Первый этап колонизации Приамурья

Русские на Амуре в XVII веке. Открытие Амура русскими землепроходцами. Походы Ерофея

Хабарова. Дальнейшее усиление вооруженной маньчжурской экспансии на Амуре. Албазинская эпопея. Результаты археологических исследований Албазинского острога. Этнический состав населения Западного Приамурья в XVII веке. Православие на Амуре

Тема 4. Второй этап колонизации Приамурья: присоединение Приамурья к России

Укрепление России на Амуре. «Муравьевский век» на Амуре. Русско-китайские договоры и вхождение Приамурья в состав России. Политические и социальные процессы второй половины XIX века. Казачество на Амуре в XVII-XIX вв. Приамурское крестьянство во второй половине XIX века. Интеллигенция и первые шаги амурской науки. Русская православная церковь в Приамурье в XIX – начале XX века. Начало амурской литературы. Творчество Порфирия Масюкова и Леонида Волкова. Физкультура и спорт в Приамурье.

Тема 5. Новейшая история Приамурья

Осада Благовещенска и ответные действия русской армии в 1990-1901 гг. Изгнание китайского и маньчжурского населения с территории «маньчжурского клина», переселение на освободившуюся территорию казаков. Развитие промышленности и образования в Амурской области. «Холерные беспорядки» и забастовки рабочих. Развитие социал-демократического движения. Амурское казачество и революционное движение. Февральская и октябрьская революции в Приамурье. Послереволюционный период. Коллективизация. Образование колхозов. Великая отечественная война и Приамурье. Развитие промышленности, науки и культуры в Амурской области во второй половине XX в. Перестройка. Распад СССР. Постсоветский период истории Амурской области. Деятельность религиозных организаций. Современное состояние производства, науки и культуры в Амурской области.

Тема 6. Коренные народы Амурской области

Амурские орочоны. Манегры. Бирары. Амурские эвенки в XX веке: переход к оседлому образу жизни, коллективизация, образование колхозов и совхозов, кризис 1990-х гг. и сокращение поголовья оленей, современное состояние эвенкийской культуры. Проблема сохранения эвенкийского языка и культуры в современных условиях.

Тема 7. Достопримечательности и памятники культуры Амурской области

Скалы с рисунками: обитель духов и мастерская древнего художника. Писанины Приамурья: Средняя Нюкжа, Онен, Онёни, Архара и др. Средневековые городища. Албазинский острог. Албазинсксая икона Божьей Матери. Горящие горы. Амурские динозавры. Здание Амурского областного краеведческого музе. Лотос Комарова.

Цели программы

Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Результат программы

Результаты обучения

В результате обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

– знать основные этапы развития исторического краеведения в Амурской области;

- уметь ориентироваться в истории изучаемого региона;

- владеть понятийным аппаратом, описывающим краеведческие исследования.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

– на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Материально-техническая база

компьютер, проектор