Программа «Шахматы»

Общеразвивающая программа «Шахматы» рассчитана на возраст учащихся от 6,5 до 16 лет. Данная программа оказывает благотворное, формирующее влияние на развитие качеств личности ребёнка, которые сегодня востребованы в самых различных областях профессиональной деятельности – это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению и другие.

Включение шахмат в систему образования способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени.

Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору. Поэтому настоящая программа помимо узко – специальных задач учитывает именно эти возможности обучения игре в шахматы.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Теоретический и практический материал программы адаптирован к уровню младшего, среднего и старшего подросткового возраста.

Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.

 

Педагоги

Голобородько Сергей Иванович: учитель физической культуры, руководитель кружка «Шахматы».

Образование: высшее.

Квалификационная категория: первая.

Педагогический стаж: 41 год.

 

Содержание программы

Общее количество часов в год  (35)

Введение (1ч.)

Правила поведения в кабинете для занятий в шахматы.

Сказка о шахматной игре.

Тема 1. Сущность игры в шахматы (9 ч.)

Порядок шахматных ходов.

Начальная позиция фигур на шахматной доске.

Расположение шахматной доски.

Шахматные фигуры.

· правильная расстановка фигур на доске;

· передвижение фигур на индивидуальных досках;

· игры на быстроту расстановки фигур;

· проговаривание полей доски.

 Тема 2. Ходы шахматных фигур (9 ч.)

Как должны выполняться ходы.

Поправление при своем ходе расположения фигур на их полях.

Порядок взятия фигур.

Намеренное касание фигур на шахматной доске.

Окончание хода – отрывание партнером руки от фигуры.

Правила выполнения рокировки.

Касание короля и ладьи.

Практическая часть:

· разыгрывание кусочков позиций;

· игра на шахматных досках полным комплектом фигур.

Тема 3. Завершение игры (7 ч.)

Возможность завершения игры: проигрыш.

Цель каждого игрока – поставить мат.

Заявление о сдаче.

Возможность завершения игры: ничья.

Присуждение ничьей.

Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: "мертвая позиция".

Соглашение между двумя партнерами.

Практическая часть:

· разыгрывание позиций;

· разыгрывание шахматных партий;

· разбор ошибок противника.

Тема 4.Основы записи (5 ч.)

Необходимость записи.

Стандартные обозначения. Название фигур.

Шахматные поля. Диагонали, вертикали, горизонтали.

Диаграмма.

Порядок записи ходов.

Полная и краткая нотация.

Практическая часть:

· разыгрывание шахматных партий с записью;

· участие в квалификационном турнире безразрядников;

· разбор ошибок противника.

Квалификационный турнир безразрядников (3 ч.)

Практическая часть:

· проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.

Итоговое занятие (1 ч.)

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Практическая часть:

· подведение итогов турнира безразрядников.

 

Учебно-массовые мероприятия

Участие в школьных и районных соревнованиях.

 

 

 

Цели программы

Личностное и интеллектуальное развитие учащихся, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

· Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка;

· Развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;

· Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;

· Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Особые условия проведения

Для освоения программы принимаются все желающие дети.

Материально-техническая база

Учебное помещение для занятий:

· спортивный зал.

Материально-техническое обеспечение:

· шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

· демонстрационная доска;

· шахматные часы;

· ноутбук.