«Четвертая планета», «Орлята»

    Актуальность, новизна, практическая значимость программы заключается в том, что учащимся предоставится возможность реализоваться в интересном деле, попробовать себя в роли журналистов, выработать определенные навыки и умения, необходимые для этой профессии, стать конкурентоспособными на рынке труда, способными быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. 

   Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей и учит их свободно и творчески мыслить, а также имеет системно-деятельностный характер обучения, позволяющий каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
   Ведущие теоретические идеи направлены на освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре.

   Каждый раздел программы делится на два блока – теоретический и практический. 
   Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вѐрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературных дискуссиях, в групповом проектировании и мастер – классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.
   По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты:
● "Краткое введение в историю журналистики"
● "Основы журналистики"
● "Художественно – техническое оформление издания"
● "Редакционно – издательская деятельность«
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и исследовательский.

Педагоги

Вершинина Любовь Алексеевна, высшая квалификационная категория

Бивзюк Елена Борисовна, высшая квалификационная категория

Содержание программы

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности объединения «Школьный пресс-центр», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. История журналистики в России.Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания.Современная пресса.Практическая работа: рассматривание разных видов газет и журналов, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация "Пресса в моей семье". Практическая работа: презентация выбранного издания (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану). Журналистика как профессия. Работа редакции.Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции. Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого члена объединения в редакции газеты. Юнкор газеты.Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). Презентация газеты.Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация газеты для всех обучающихся среднего звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации издания (выступление агитбригады членов объединения). Функции журналистики. Теория: Функции журналистики – информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Практическая работа: Способы сбора информации.Теория: Основные методы – это наблюдение, работа с документами, интервьюирование, опрос, анкетирование. Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью.  Переписка. Обработка корреспонденции.Мастерская информационных газетных жанров.Заметка.Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.Практическая работа: разбор видов заметок – работа с газетной продукцией в кружке. Теория: Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью». Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.Теория: отличие репортажа от других информационных жанров.Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком–либо мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.Культура речи.Теория: Требования к языку СМИ.  Выразительные средства языка.Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.Знакомство с оформительским делом.Структура газеты. Макет.Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», "макетирование«.Практическая работа: создание макета номера журнала (на бумажном носителе).Заголовок.Теория: Понятие и основные функции заголовка.Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа членов объединения).Иллюстрация в газете.Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты..Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных.  Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).Подготовка статей для школьной газеты. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты.Подведение итогов работы кружка

Цели программы

Создание условий для развития журналистских способностей обучающихся.

Задачи:
- обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружающих, ответственно и критически анализировать содержание своих сообщений;
- развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности;
- обеспечивать тесную связь коллектива педагогов школы с обучающимися;
- знакомить обучающихся с основами журналистского дела;
- осуществлять выпуск общешкольной газеты «4 планета».

Результат программы

http://shim-school4.ucoz.ru/index/do_amurchata/0-105

В результате реализации программы обучающиеся должны

- знать основы журналистики;

- уметь выстраивать устные и письменные высказывания;

- уметь обрабатывать данные, полученные в результате опросов, анкетирования;

- осуществлять выпуск общешкольной газеты.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие согласно возрасту.

Материально-техническая база

Для организации работы школьного пресс-центра используются:

- Школьный кабинет

- Стенд

- Компьютер

- Принтер

- Фотоаппарат

- Канцелярские товары