Шахматный клуб «Юный шахматист»

 Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, развития логики, стратегии, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Педагоги

Пойда Денис Евгеньевич, педагог дополнительного образования, учитель истории, обществознания и ОБЖ.

Расписание

Вторник 17.00-17.40

Содержание программы

I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные
правила FIDE. Этика шахматной борьбы.


II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной
партии.


III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила
фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).


IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.


V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле
(середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

Результат программы

Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль. Диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах,мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Особые условия проведения

Возраст от 7 до 14 лет. Ограничений по состоянию здоровья нет. 

Материально-техническая база

Кабинет истории, оснащенный интерактивной доской, шахматные комплекты, специальная литература, раздаточный материал, рабочие тетради.

Стоимость

бюджетное финансирование