Журналистика и газетное дело

Творческое объединение «Журналистика и газетное дело» даёт возможность уделять внимание развитию связной устной речи учащихся: обсуждению высказываний, рецензированию ответов. Работа над рецензией поможет в подготовке к единому государственному экзамену.

Практическая направленность курса в том, что в жизни учащимся потребуется писать доклады, рефераты, письма, заявления, общаться с людьми. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо дать учащимся возможность "попробовать своё перо".

преподаватели

Криничная Наталья Николаевна

Расписание

Количество занятий в неделю – 2 раза в неделю (вторник, четверг)

Продолжительность занятия – 1 часа. Продолжительность занятия рассчитывается в академических часах (45 минут).

Содержание программы

I Раздел. Основы журналистики

1. Вводное занятие. Т/Б

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. Правила Т/Б.

2. Общее понятие о журналистике.

3. Возникновение и развитие журналистики.

4. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

5. История развития местной журналистики. Печатные издания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Словарь терминов для начинающих журналистов: Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др.

 

 II Раздел Основы газетного дела

7. Словарь терминов для начинающих газетчиков:

Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, "фонарь"(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.

8. Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты.

9. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

 

 III Раздел Основные жанры журналистики

10. Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

11. Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

12. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.

13. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

 

 IV Раздел Журналистика в действии

14. Репортаж, фоторепортаж. Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.

 

V Раздел Основы редактирования и подготовки материалов

15. Литературное редактирование

16. Индивидуальная и групповая работа в подготовке материалов газеты.

17. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

18. Практическая работа: "структура газетного материала"

19. Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

 

 VI Раздел Корреспонденция

20. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

 21. Подведение итогов. 

 

Цели программы

Изучение и использование на практике знаний и умений по выпуску печатного средства массовой информации, создание в образовательном пространстве школы условий для реализации творческих качеств личности, создание школьного печатного органа, развитие устной и письменной речи учащихся.

Результат программы

Личностные результаты:

-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

-формирование активной жизненной позиции.

Метапредметные результаты:

-овладение культурой общения с медиа,

-овладение навыками работы с различными источниками информации;

-развитиетворческих и коммуникативных способностей;

-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.

Предметные результаты:

- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;

-овладение навыками работы с медиатекстом.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Ограничений нет

Материально-техническая база

Кабинет русского языка и кабинет «Точка роста» с возможностью использования ноутбуков (10 шт.) и выходом в Интернет, мультимедиапроектора (1 шт.), экрана, принтера, звуковых колонок, электронно-вычислительного комплекса, цифрового фотоаппарата