- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Профессиональная ориентация
- Журналистика и газетное дело
Рекомендуем посмотреть
Журналистика и газетное дело
Творческое объединение «Журналистика и газетное дело» даёт возможность уделять внимание развитию связной устной речи учащихся: обсуждению высказываний, рецензированию ответов. Работа над рецензией поможет в подготовке к единому государственному экзамену.
Практическая направленность курса в том, что в жизни учащимся потребуется писать доклады, рефераты, письма, заявления, общаться с людьми. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо дать учащимся возможность "попробовать своё перо".
преподаватели
Криничная Наталья Николаевна
Расписание
Количество занятий в неделю – 2 раза в неделю (вторник, четверг)
Продолжительность занятия – 1 часа. Продолжительность занятия рассчитывается в академических часах (45 минут).
Содержание программы
I Раздел. Основы журналистики
1. Вводное занятие. Т/Б
Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. Правила Т/Б.
2. Общее понятие о журналистике.
3. Возникновение и развитие журналистики.
4. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).
5. История развития местной журналистики. Печатные издания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
6. Словарь терминов для начинающих журналистов: Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др.
II Раздел Основы газетного дела
7. Словарь терминов для начинающих газетчиков:
Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, "фонарь"(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.
8. Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты.
9. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).
III Раздел Основные жанры журналистики
10. Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.
11. Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.
12. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.
13. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).
IV Раздел Журналистика в действии
14. Репортаж, фоторепортаж. Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.
V Раздел Основы редактирования и подготовки материалов
15. Литературное редактирование
16. Индивидуальная и групповая работа в подготовке материалов газеты.
17. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).
18. Практическая работа: "структура газетного материала"
19. Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.
VI Раздел Корреспонденция
20. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.
21. Подведение итогов.
Цели программы
Изучение и использование на практике знаний и умений по выпуску печатного средства массовой информации, создание в образовательном пространстве школы условий для реализации творческих качеств личности, создание школьного печатного органа, развитие устной и письменной речи учащихся.
Результат программы
Личностные результаты:
-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитиетворческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:
- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;
-овладение навыками работы с медиатекстом.
Особые условия проведения
Особых условий нет.
Ограничений нет
Материально-техническая база
Кабинет русского языка и кабинет «Точка роста» с возможностью использования ноутбуков (10 шт.) и выходом в Интернет, мультимедиапроектора (1 шт.), экрана, принтера, звуковых колонок, электронно-вычислительного комплекса, цифрового фотоаппарата