Секция «Юный турист-спасатель»

Данная программа позволяет решить и проблему профориентации, так как даёт возможность стать в будущем инструктором и экскурсоводом, профессиональным спортсменом, судьёй на соревнованиях, служить в МЧС или работать в будущем учителем физкультуры и тренером.В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка, умение действовать в экстремальных ситуациях.

 

Педагоги

Дюльдина Надежда Владимировна, учитель ОБЖ, педагог дополнительного образования.

Высшая квалификационная категория.

Расписание

Программа реализуется 2 раза в неделю по 2 часа для группы (НП), всего 72 часа в период сентябрь – декабрь (17 учебных недель и 4 часа на учебно-тренировочные походы).

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (1-й модуль обучения)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающихся.

РАЗДЕЛ I. Основы туристской подготовки (пешеходный туризм)

Теория. Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма, углублении знаний, полученных в школе, приобретении трудовых навыков, воспитании самостоятельности, чувства коллективизма.

История развития туризма в России. Влияние государства и общественных организаций в различные периоды на развитие туризма. Современная организация туризма в стране. История развития детско–юношеского туризма в стране и в родном городе, районе. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами–земляками.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью, судейские звания.

РАЗДЕЛ II. Топография и ориентирование

Теория. Топография. Определение роли топографии и топокарт. Топокарта: масштаб, рамка, координаты, условные знаки. Спортивная карта: назначение, отличие от топокарты. Защита карты от непогоды. Понятие о генерализации. Способы и правила копирования карт.

Практика. Работа с картами разного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Знакомство с различными формами рельефа. Упражнения на запоминание знаков. Копирование на кальку участка топографической карты. Топографическая съемка местности. Изображение схемы маршрута.

Теория. Ориентирование. Основные направления на стороны горизонта С,В,Ю,З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений. Определение азимута. Компас: устройство, правила обращения. Способы измерения расстояний на местности, карте. Способы ориентирования по карте, компасу, местным предметам.

Практика. Построение на бумаге заданных азимутов. Ориентирование карты по компасу.

Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту. Измерение своего среднего шага. Упражнения на измерение расстояний шагами, глазомером. Определение высоты объекта, расстояния до объекта. Определение сторон света без компаса. Упражнения на ориентирование по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде.

Движение: в заданном направлении; по обозначенному маршруту, по маркированной трассе; по легенде.

РАЗДЕЛ III. Краеведение

Теория. Территория и границы родного края. Теоретические занятия: Географическое положение Тындинского района и Амурской области, координаты крайних точек, площадь, границы, соседние регионы. География родного края. Рельеф: расположение гор, равнин. Гидрография: основные реки и озёра. Растительность. Полезные ископаемые. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Особенности климата в разные сезоны. Особенности походов при низкой температуре и высоком снежном покрове. Настоящее, будущее и прошлое родного края. Характеристика населения. Строительство БАМа, Зейской и Бурейской ГЭС, газо-нефтепровода. Характеристика основных производств на территории родного края. Народности, населяющие Тындинский район. Особенности занятости. Экскурсионные объекты на территории Тынды: исторические, архитектурные

Практика. Экскурсии в музей, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми. Закрепление изученного по разделу. Викторина. Теоретические занятия: Зачётное занятие. Викторина "Родной край«.

РАЗДЕЛ IV. Основы медицинских знаний

Теория. Правила оказания первой доврачебной помощи. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Домашняя аптечка. Походная медицинская аптечка.

Травмы, ранения, ожоги и обморожения, обморок, удушение, отравление, тепловой и солнечный удары, утопление, укусы, кровотечения – описание и первая помощь. Основные элементы реанимации.

Практика. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, практическое оказание первой помощи). Проведение сердечно-легочной реанимации.

Изготовление носилок, волокуш. Разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

РАЗДЕЛ V. Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения

Теория. Начальная альпийская подготовка: правила вязания узлов, страховочные системы. Способы выживания в условиях автономного существования: поиск воды, добыча огня, постройка временного укрытия. Техника безопасности. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Личное и групповое туристское снаряжение. Узлы.

Практика.

Переправа: по горизонтальной веревке; по горизонтальному или наклонному бревну; по качающимся перекладинам. «Подвесное бревно». «Бабочка». «Паутина». «Ромб». Преодоление заболоченного участка: по кочкам; с помощью жердей. Движение по узкому лазу. Переправа с использованием подручных средств. Переправа вброд.

Практическая работа, направленная на усвоение и закрепление начальных навыков туристской подготовки и туристской техники пребывания в условиях дикой природы: игры на местности, эстафеты, туристские практикумы, однодневные походы.

РАЗДЕЛ VI. Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Теория. Основы использования средств индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях. Принципы выбора СИЗ при ликвидации последствий химических, радиационных аварий и эпидемий. Режимы деятельности спасателей, использующих СИЗ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Средства индивидуальной защиты. Действия по сигналам Гражданской Обороны. Назначение, устройство и принцип действия противогаза. Подготовка фильтрующего противогаза к использованию. Хранение и сбережение противогаза.

Практика.Надевание противогаза на себя и условно пострадавшего. Проверка исправности противогаза. Замена неисправного противогаза на исправный. Тренировка в пользовании средствами защиты органов дыхания.

Тренировка в пользовании защитной одеждой. Надевание, снимание, складывание и переноска специальной защитной одежды.

Преодоление зоны заражения. Движение группы с соблюдением Правил дорожного движения.

 ПОХОДНАЯ ПРАКТИКА (4 часа)

Практика. Отработка практических навыков по различным видам туризма. Выполнение специальных туристских обязанностей. Сдача отчетного материала по походам и экспедициям.

Однодневный учебно-тренировочный поход и разбор его итогов

Теория: Составление списка (или таблицы) условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентирование карты по компасу и по Солнцу. Сравнение нескольких разномасштабных карт района проведения похода. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные дальние ориентиры).

 

 

Цели программы

Основная Цель программы – приобретение детьми уникальных умений и навыков в спортивном туризме и спасательном деле, комплексное развитие личности.

Цель программы 1-го модуля:

- приобретение опыта прохождения туристских маршрутов разной сложности, овладение навыками выживания в сложных условиях (климатических, погодных, бытовых и др.)

Результат программы

По итогам реализации программы 1-го модуля, обучающиеся будут знать:

законы, правила, нормы поведения юных туристов; основы туристской подготовки; способы ориентирования, группы условных знаков, компас, способы измерения расстояния; основные сведения о родном крае (климат, животный и растительный мир; памятники природы, истории и культуры), порядок выполнения краеведческих заданий на маршруте; основы гигиены и первой доврачебной помощи; краткие сведения о строении организма, значение врачебного контроля и самоконтроля, значение ОФП; технику прохождения контрольно-туристического маршрута, технику вязания основных туристических узлов.

по итогам реализации Программы 1-го модуля, обучающиеся будут уметь:

укладывать рюкзак, выбирать место привала, устанавливать палатки, разводить костёр, составлять план подготовки похода, составлять меню, соблюдать правила и режим движения, преодолевать несложные препятствия, использовать самостраховку, вязать узлы, уметь осуществлять самоконтроль; выполнять школьные нормативы по физической подготовке с превышением их на 10%.

по итогам реализации Программы 1-го модуля, обучающиеся приобретут навыки:

По топографии и ориентированию (определение масштаба, чтение топознаков, работа с картой, азимут, компас, измерение расстояния и др.); по уходу за телом, одеждой и обувью в походе; по подбору состава медицинской аптечки (групповой и личной), по оказанию первой доврачебной помощи; по туристской подготовке.

По итогам реализации Программы 1-го модуля, обучающиеся приобретут компетенции:

коммуникативные: способность вступать в контакт, вести диалог, готовность решать коммуникативные задачи; владение устным общением; высказывать и аргументировать свою точку зрения, выступать перед группой, уметь выделять проблему и находить стратегию ее решения; доброжелательное от­ношение к товарищам, стремление помогать им;

информационные: позволяющие учащимся оценить опыт человечества, определить личностный смысл, анализировать новую информацию, делать выводы;

социальные: участвовать в трудовой и общественной деятельности; строить взаимодействие с людьми разного возраста;

компетенции личностного самосовершенствования: способность обучаться и самоопределиться в последующем выборе;

личностные качества: любознательность, стремление к творческим достижениям, стремление к лидерству, самообразованию; трудолюбие; требователь­ность к себе, волевые качества.

Особые условия проведения

 

На данную секцию принимаются дети с допуском врача, с указанием ограничений для занятий

– используется индивидуальная корректировка занятий и нагрузки, а также дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Материально-техническая база

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально-технического оснащения процесса. Реализация программы по теоретической подготовке проводится в помещении образовательной организации с применением технических средств обучения и материалов:

­ ноутбук;

­ видеопроектор;

­ экран;

­ магнитофон;

­ телевизор;

­ видеоматериалы;

­ компьютерные фотоальбомы.

­ Медицинские средства и оборудование:

­ индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-8, ИПП-10);

­ пакет перевязочный медицинский (ППМ));

­ аптечка автомобильная ФЭС;

­ аптечка туристическая;

­ шовные материалы (хирургические иглы, шелковая нить);

­ перевязочные средства (бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14 см, бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см, вата медицинская, компрессная косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная);

­ лейкопластырь;

­ кровоостанавливающие жгуты (2 разновидности);

­ грелки;

­ охлаждающие пакеты;

­ средства иммобилизации (шина проволочная (лестничная) для ног, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длиной 1 м);

­ булавки безопасные медицинские;

­ устройство – маска для искусственной вентиляции легких; робот – тренажер "Максим III-01«.

Туристическое оборудование:

­ карабин туристический (с автоматической муфтой – 20 шт., с полуавтоматической муфтой – 5 шт.);

­ веревка (10-12 мм, 200-100 м; 6-8 мм, 130 м.);

­ обвязочная система (15 шт.);

­ спальный мешок (3 шт.); рюкзак (60 л – 2 шт., 90 л – 3 шт.);

­ пенка туристическая (3 п/м);

­ котелок туристический (4 шт.);

­ костровой набор;

­ палатка штабная армейская (15 кв. м);

­ палатка 2-х местная (2 шт.);

­ палатка 4-х местная (1 шт.);

­ пилы («Струна», «Ножовка»);

­ фонари индивидуальные налобные (1 шт.);

­ фонарь групповой (1 шт.);

­ набор касок (15 шт.);

­ топор (2 шт.);

­ спасательные жилеты (4 шт.);

­ тентовая накидка (25 кв. м).

Оборудование по ориентированию:

­ географические карты; компас (6 шт.); курвиметр (1 шт.).

Оборудование по гражданской обороне:

­ образцы фильтров;

­ изолирующий противогаз с патроном ИП-4м (1шт.);

­ ватно-марлевые повязки (2 образца);

­ противопылевая тканевая маска (1шт.);

­ противогаз фильтрующий ГП-5, ГП-7, ПДФ-7 – (40шт.);

­ респиратор (2 шт.);

­ общевойсковой защитный комплект ОЗК – (6 шт.);

­ войсковой прибор химической разведки (ВПХР): ДП-22В – (1шт.),

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

Воронов Ю.С. Программа для системы дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование» [Текст] / Ю.С. Воронов. – М.: ЦДЮТур, 2009. – 64с.

Гоголадзе В.Н. Библиотека экстремальных ситуаций № 32 [Текст] / В.Н. Гоголадзе. – М., 2012. – 285 с.

Дрогов И.А. Программа для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели» [Текст] / И.А. Дрогов. – М.: ЦДЮТур, 2010. – 64с.

Иванов Ю.В. Организация занятий по туризму и подвижных игр на уроках физкультуры [Текст] / Ю.И. Иванов, Н.Е. Максимова. – Якутск, 2005. – 94с.

Колесникова Л.В. Спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь юного ориентировщика [Текст] / Л.В. Колесникова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. – 70с.

Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма: учеб. – метод. пособие [Текст] / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2012. – 152с.

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учеб. -метод. пособие [Текст] / Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2012. −228с.

Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру [Текст] / Ф.Ф. Минхаиров. – Казань: РИЦ Школа, 2014 – 148с.

Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию: Учеб. -метод. пособие [Текст] / Т.В. Моргунова. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2013 – 92с.

Регламент по виду спорта «Спортивный туризм». Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция – пешеходная» [Текст] / Туристско-спортивный союз России. – М., 2009 – 18 с.

Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. № 2. Москва. 2000 г. – 61 с.

 

Литература для обучающихся

Гоголадзе В.Н. Библиотека экстремальных ситуаций № 32 [Текст] / В.Н. Гоголадзе. – М., 2012. – 285 с.

Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма: учеб. – метод. пособие [Текст] / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2012. – 152с.

Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру [Текст] / Ф.Ф. Минхаиров – Казань: РИЦ Школа, 2014 – 148с.

Обухова, Е.А. Программированное обучение по оказанию первой медицинской помощи в походе: сборник методических рекомендаций к учебно-методическому пособию «Первая медицинская помощь в походе» [Текст] /Е.А. Обухова. – Новосибирск, 2006. – 80 с.

Регламент по виду спорта «Спортивный туризм». Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция – пешеходная» [Текст] / Туристско-спортивный союз России. – М.: 2015 – 18 с.