Кружок «Театральная постановка»

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности учащихся. Используя такие виды художественного творчества, как актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, художественное чтение, появляется возможность формирования социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

преподаватели

Лебедева Екатерина Николаевна, руководитель кружка, педагог дополнительного образования.

Расписание

ВТ- 15.30-16.10

СБ-14.00-15.50

Содержание программы

Содержание программы

1.Вводное занятие «Разрешите представиться» – 1 час

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

 2. История театра. Театр как вид искусства – 30 часов

 2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. 

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства.

2.4. Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – "главное чудо театра«.

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

 3. Основы театральной культуры – 20 часов

 3.1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», "Много ниточек, или Большое зеркало«.

3.3. Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. 

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений – тренингов, упражнение: «Я сегодня – это...», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

 4. Сценическая речь – 30 часов

 4.1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. 

4.2. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром

литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие».

 5. Ритмопластика – 20 часов

 5.1. Основы акробатики.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». 

5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). 

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», "Фигурный вальс«.

6. Работа над пьесой – 60 часов

 6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. 

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. 

6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?».

6.3. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. 

Практическая работа: Приемы накладывания грима. 

6.4. Театральный костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях.

 7. Мероприятия и психологические практикумы – 13 часов.

 Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. 

8. Итоговое занятие – 1 часа

 Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены.

 

 

Цели программы

Развитие творческих способностей детей средствами  театрального искусства.

Результат программы

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы каждый воспитанник будет:

Знать:

- истоию театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства и сценической речи;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- основные приёмы гримирования;
- принципы построения литературной композиции;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи;
Владеть:

- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- трюковой техникой;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- приёмами гримирования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Уметь:

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- уметь самоопределяться (делать выбор);

- проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;

- быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы;
- активно участвовать в социальной деятельности;

- осознать ценность своей творческой деятельности для окружающих.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью Программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащихся средствами интеграции, т.е. в течение обучения по Программе обучающиеся остаются вовлеченными в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую им с одной стороны выступать в качестве исполнителей, а с другой – авторов-творцов. Это требует от обучающихся самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Программа включает в себя все этапы создания кукольного спектакля. Учащиеся сами выступают в роли художников, исполнителей, режиссеров и композиторов спектакля.

Материально-техническая база

Информационно-методические условия:

· иллюстративный материал к теме "Путешествие по линии времени«;

· иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

· иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», "Сценография".

· таблицы, схемы "Изготовление декораций".

раздаточный материал:

· карточки с упражнениями по теме "Практическая работа над голосом";

· карточки с заданиями к разделу "История театра";

· вспомогательные таблицы.

 

Материалы для проверки освоения программы:

· карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы;

· творческие задания;

· тесты по разделу "История театра".

· кроссворды, викторины и др.

 

Дидактический материал: альбомы репродукций картин, памятки, научная и специальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

 

Стоимость

Бюджетное финансирование