Студия «Вокал»

Обучение по программе способствует также созданию координации слуха с голосом, развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса, воспитанию художественной выразительности исполнения различных вокальных произведений.

Педагоги

Люлько Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

· Вводное занятие (2 ч.)

Ознакомление учащихся с образовательной Программой, расписанием. Инструктаж по технике безопасности.

· Начальная диагностика (2 ч.)

Диагностика знаний, умений и навыков у учащихся.

· Пение как вид музыкальной деятельности (12 ч.)

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально – исполнительской деятельности. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Определение диапазона и тембра голоса. Определение переходных нот.

Правила гигиены и охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушение правил гигиены и охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста). Разогрев и подготовка мышц, произвольное включение мышц в деятельность, отличающейся от речевой.

Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. 

Дыхательная гимнастик. Тренировка легочной ткани, активизация диафрагмы («дыхательный мускул»), а также мышц гортани и носоглотки. Упражнения на развитие певческого дыхания. Вокальные упражнения на развитие певческого дыхания.

· Формирование детского голоса (20 ч.)

Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Вокальные упражнения. Фонетический метод работы над вялостью артикуляционного аппарата. Чистота интонации. Правильное формирование звуков. Изменение силы звука. Эмоциональная окраска звука. Скороговорки. Пение на одной ноте.

Дикция и артикуляция. Речевые упражнения. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Упражнения на развитие дикции. Правильное формирование гласных и согласных звуков. Контроль рукой подбородка и щек. Способы освобождения от зажатости.

Распевание и вокальные упражнения. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Практика. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Ансамбль в одноголосном и двухголосном изложении. Упражнения на сочетание различных слогов- фонем. Унисонные упражнения. 

 · Промежуточная диагностика (2 ч.)

Диагностика знаний, умений и навыков у учащихся.

· Работа над певческим репертуаром. Прослушивание музыкальных произведений. (16 ч.)

Народная песня. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Знакомство с творчеством исполнителей народной песни. Практическое освоение и разучивание народного музыкально – игрового материала.

Произведения советских композиторов. Освоение репертуара советских композиторов. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа. Прослушивание музыкальных произведений советских композиторов. Практическое освоение и разучивание произведений советских композиторов.

Произведения современных композиторов. Освоение репертуара современных композиторов. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.

· Развитие чувства ритма. Музыкально – игровая деятельность. (6 ч.)

Понятие ритмического рисунка. Ритмические группы в простых размерах. Игра на музыкальных инструментах (бубен, деревянные ложки, трещотки, металлический треугольник и т.д.). Разучивание движений, создание игровых моментов для образа песни.

 · Итоговая диагностика

Повторение и закрепление пройденного материала. Итоговая диагностика знаний, умений и навыков. (2 ч.)

 · Итоговые занятия

Подготовка к отчётному концерту. Отчётный концерт. (6 ч.)

 

Цели программы

Обучить пению, развить вокальные данные и певческие способности через приобщение учащихся к вокальному искусству.

Результат программы

По окончании реализации Программы обучающиеся будут знать:

· основные понятия о голосовом аппарате и гигиене голоса;

· строение артикуляционного аппарата;

· элементарные теоретические певческие навыки: дыхание, звукообразование, дикция, звукоизвлечение;

· динамический рисунок произведения;

· особенности и возможности певческого голоса;

Будут уметь:

· правильно дышать, петь "на опоре";

· грамотно использовать вокально – певческие навыки;

· активно артикулировать;

· петь легким звуком, без напряжения;

· создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

· работать с техническими средствами (микрофоном и т.д.).

Особые условия проведения

По Программе обучаются дети, прошедшие предварительное прослушивание. При формировании групп проводится проверка уровня развития музыкальных способностей обучающихся, таких как диапазон голоса, ладовое чувство, музыкально – слуховое представление, музыкально – ритмическое чувство.

Материально-техническая база

Информационно-методическое обеспечение:

· Обучающие схемы, таблицы аккордов;

· Сборники авторских и эстрадных песен;

· Подборка песенного репертуара из периодических изданий;

· Электронные носители (диски);

· Интернет-ресурсы:

 

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и "-".

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.