Кружок «Радуга цвета»

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий.

Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала. Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, предполагает наличие у ребенка способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Развитие этих свойств личности выявляет важную роль воображения, интуиции, компонентов умственной активности, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Педагоги

Саватеева Людмила Анатольевна, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Раздел 1. "Добро пожаловать"

 1.1 Вводное занятие.

Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

Раздел 2. Рисунок

2.1 "Учись рисовать с натуры«

Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт». Познакомить с понятиями "Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии"

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.

 2.2 "Осенний букет"

Теория: закрепить понятия "линия, штрих, пятно"

Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.

 2.3 "Искусство создавать гравюры"

Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.

Практика: выполнение гравюры

 2.4 "Народное творчество – лубочные картинки"

Теория: знакомство с лубочным творчеством

Практика: навыки работы с цветными карандашами.

 2.5 "Натюрморт"

Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова

Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.

 2.6 «В мире животных» – итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

 Раздел 3. Живопись

3.1 "Пасмурный денек«

Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством Куинджи

Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.

 3.2 "На рассвете«

Теория: знакомство с понятиями «Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.

 

3.3 "Цвет и чувство"

Теория: закрепление понятий "контраст, колорит, нюанс"

Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.

 3.4 "Первый снег"

Теория: закрепление понятия раздельного мазка

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы

 3.5 "Рисуем драпировку"

Теория: закрепление понятий колорит, контраст.

Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.

3.6 "Мозаика«

Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.

Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.

 3.7 "Пушистые зверята"

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.

 3.8 "Весна пришла«

Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова.

Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.

 3.9 «Распускаются цветы» – итоговое занятие по блоку.

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

 Раздел 4. Декоративная работа.

4.1 "Мозаика"

Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием "Витраж"

Практика: выполнение витража пластилином на стекле.

 

4.2 "Городецкая роспись"

Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами

Практика: выполнение росписи дощечки в традициях Городца.

 

4.3 "Золотая хохлома"

Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.

Практика: выполнение хохломской росписи.

 4.4 "Голубая сказка Гжели"

Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями

Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.

 4.5 "Мои любимые сказки"

Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации

Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.

 4.6 "Смешные кляксы"

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

 Раздел 5. Композиция

5.1 "Статика в изобразительном искусстве«

Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.

Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении.

 5.2 "Динамика в изобразительном искусстве«

Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений

Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.

 

 

 

Цели программы

Выявление и развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование у них устойчивого интереса к художественной деятельности.

Результат программы

К концу года воспитанники осваивают определенный уровень художественных знаний:

· первичных представлений о видах художественной деятельности;

· приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

· развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;

· развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

· приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.

и навыков

· осваивают основы с использованием различных художественных материалов;

· приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

· осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

· учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;

· овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

· приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека.

Особые условия проведения

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Материально-техническая база

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

· где работают художники;

· основные жанры живописи;

· наш вернисаж;

· богатства земли Русской;

· техника безопасности;

· как прекрасен этот мир;

· информация.

 

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.