«Просто о сложном»

Цели курса:

1.     формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ;

2.     совершенствование языковой грамотности, совершенствование письменной речи и освоение норм русского литературного языка,развитие логического мышления

преподаватели

Иванова Ирина Анатольевна, учитель русского языка высшей квалификационной категории

Содержание программы

Информация о ЕГЭ. (2 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Текст и речь (7 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Орфоэпические нормы (1 час)

Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.

Лексика (2 часа)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Морфология (образование  форм слов)  (1 час)

Синтаксические нормы  (2 часа)

Орфография (9 часов) 

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Синтаксис и пунктуация. (8 часов)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

 

Языковые нормы (5 часов)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Коммуникативная компетенция (22 часа)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Контроль (9 часов)

Цели программы

ЦЕЛИ КУРСА:

освоение норм русского литературного языка, формирование устойчивых практических навыков в написании сочинений, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни;

· сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на высоком уровне;

· выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал;

пробудить интерес к чтению текстов, не входящих в школьную программу.

Результат программы

Курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

· умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

· умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

· умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

· умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

· умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

· умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

· умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

· самостоятельно анализировать литературное произведение;

· самостоятельно написать сочинение на заданную тему;

· умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе

Материально-техническая база

Кабинет № 5 МБОУ Тамбовской СОШ.

Учебные пособия.

 Интернет- ресурсы.

Интерактивная доска, проектор