"Шахматы"

Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый  интерес к знаниям.

 Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

преподаватели

Медведева Людмила Валерьевна - учитель  математики и физики.

Расписание

занятия проводятся 2 раза в неделю: вторник и среда

Содержание программы

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Программой предусматривается 40 шахматных занятий (два занятия в неделю). Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. На втором этапе овладении шахматными основами и умение ставить мат. На третьем и четвертом  этапе углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии.

Цели программы

1.     Обучить правилам игры в шахматы.

2.     Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

3.     Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Результат программы

  Дети  должны знать:

  1. шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  2. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

Дети  должны уметь:

  1. ориентироваться на шахматной доске;
  2. играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  3.  правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  4. правильно расставлять фигуры перед игрой;
  5.  различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  6.  рокировать;
  7. объявлять шах;
  8.  ставить мат;
  9. решать элементарные задачи на мат в один ход.

Особые условия проведения

ограничений по здоровью  нет.   желание научиться играть в шахматы.

Материально-техническая база

Кабинет для занятий шахматами ("Точка роста«)

Ресурсное обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

Программа

 Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

 Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.

 Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

 Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.

 Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.

 Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

 Энциклопедии

 Методическое пособие для учителя

Наглядные пособия

Коробки с деревянными шахматами

Доска  с магнитными шахматами


Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Технические средства

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска