Выжигание по дереву

Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями.

Новизна и отличие от уже существующих программ проявляется в обосновании относительной изолированности пирографии от смежных видов декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Составление эскизов композиций для выжигания в разных художественных жанрах»; «Способы нанесения светотени»; "Приёмы заполнения фона".

Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение, непрерывность обучения, преемственность и гибкость (корректировка программы происходит в течение учебного года в зависимости от состава обучающихся, их возраста и подготовленности).

Данная программа сориентирована на обучающихся с 6 лет. Нижняя граница возраста относится трудоемкостью выполнения работ с выжиганием, а также необходимостью начальной подготовки по безопасному обращению с электронагревательным инструментом. Границы возраста могут варьировать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Цифра обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары и подгруппы) характер, при этом неизбежностью являются занятия смешанной группы (разный возраст, разная степень подготовки). Изучая общую тему, обучающиеся выполняют различные по степени сложности и объему задания. Нравственные и эстетические потребности удовлетворяются в процессе обучения через взаимопомощь, взаимодоверие, упорство довести начатое дело до конца, целеустремленность, дисциплинированность. Овладение детьми необходимыми техническими приемами и видами выжигания способствуют их подготовке к жизни.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек. Набор детей – свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области выжигания. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные планы освоения программы. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Курс обучения рассчитан на 1 год. Программа разработана на 72 часа в год.

Педагоги

Тимофеев Александр Сергеевич

Содержание программы

Содержание программы.

1 год обучения

1. Основные приемы работы с древесиной.

Теоретический компонент.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История выжигания (пирография).Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата. Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. Технология декоративной отделки древесины и фанеры.

Практический компонент.

Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка. Подготовка для выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка.

2. Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). Теоретический компонент.

Понятия «фон», «контур» и "силуэт«.Перевод рисунка на основу.

Практический компонент.

Выбор рисунка для работы. Освоение различных способов нанесения рисунка на доску (по шаблонам, трафаретам, при помощи кальки и копировальной бумаги), выбор способа для работы.

3. Основные приемы выжигания.

Теоретический компонент.

Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.

Практический компонент.

Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании.

4. Виды штриховки при выжигании.

Теоретический компонент.

Особенности выжигания параллельных, пересекающихся линий, непересекающихся отрезков, точек.

Практический компонент.

Отработка приемов выжигания: точками, штрихами, параллельными линиями, сплошной линией. Способы накладывания различных видов штриховки. Способы объединения различных приемов выжигания и различных видов штриховки при выполнении работы. Учет фактуры материала при выполнении работы.

5. Создание орнаментов.

Теоретический компонент.

Понятие орнамента. Различные виды орнамента. Способы нанесения орнамента. Связь орнамента с формой изделия. Орнамент в оформлении работ. Работа над эскизом творческого изделия.

Практический компонент.

Выбор орнаментов. Отработка способов нанесения орнамента. Выполнение орнамента в оформлении работ. Выжигание орнамента по образцу и составление орнамента в полосе. Применение орнамента в оформлении рамок. Выбор тематики выполняемого изделия. Самостоятельное выполнение эскиза. Нанесение эскизов на доску. Самостоятельное выжигание по образцу отдельных фигур (выжигание контура, деталей).

6. Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.

Теоретический компонент.

Основы композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии фигур. Беседа о художественных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. Симметрия в композиции. Композиция на изделиях различной величины и формы.

Практический компонент.

Составление симметричной композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах.

Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок "Домик«.Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка "фоновым способом«.Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы).Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины(нанесение лака). Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины(нанесение лака).Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.

7. Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).

Теоретический компонент.

Составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.

Практический компонент.

Выжигание узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.

7. Коллективные творческие работы

 

 

Цели программы

Цель программы – формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся.

Результат программы

По окончании курса обучающиеся должны

знать:

- правила безопасности работы с инструментами;

- виды и свойства материалов и инструментов;

- технологию выжигания;

- основы композиции и цветоведения.

уметь:

- работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;

- выбирать способы оформления и выжигания работы;

- оформлять плоские изделия по образцу и замыслу;

- контролировать качество работы, устранять дефекты.

Особые условия проведения

Целесообразность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры.

Материально-техническая база

Доски, трафареты, калька, копировальная бумага, карандаш, ластик, выжигательный аппарат,компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик.