Шахматы

  • (1)

Данная программа разработана с учетом современных требований, т.к. человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем связанных с жизнью на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества.

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы» для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.);

- авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2012 год).

- с основной образовательной программой начального общего образования АОУ СОШ № 4 имени Г.К. Жукова;

– с образовательными потребностями и запросами участников образовательного процесса, особенностями обучающихся, профессиональными возможностями учителя, состоянием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа тесно связана почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория множеств, информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления.

 

преподаватели

Сурикова Елена Викторовна, учитель начальных классов

Содержание программы

Шахматная доска и фигуры (3 ч для 2-4 классов; 2 часа для 1 класса)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,

нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение

короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись

шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (5ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя.

Дебютные ловушки

 Ожидаемые результаты:

-  овладение навыками игры в шахматы;

-  интеллектуальное развитие детей;

-  результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Цели программы

Развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях – от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Результат программы

Федеральный государственный стандарт начального общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной деятельности в единстве личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

-  развитие любознательности и сообразительности;

- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

- развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и "Учащиеся должны уметь".

 

К концу изучения учащиеся должны знать:

-  шахматную доску и её структуру;

-  обозначение полей линий;

-  ходы и взятия всех фигур, рокировку;

-  основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,

ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,

защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

 

К концу изучения учащиеся должны уметь:

- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

- оценивать количество материала каждой из сторон и определять

наличие материального перевеса;

- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

- определять общую цель и пути её достижения;

- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

 

Особые условия проведения

Программа  реализуется в рамках  сетевого взаимодействия  на базе МБОУ СОШ № 1 г. Сковородино  по Договору о сетевой форме взаимодействия образовательных учреждений  от  «01» сентября 2020   между  Муниципальным бюджетным  общеобразовательным  учреждением  средней  общеобразовательной  школой  № 3 г. Сковородино и Муниципальным  бюджетным общеобразовательным  учреждением  средней  общеобразовательной  школой № 1 г.

Она актуальна, интерес к шахматам обусловлен тем, что это одна из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека.

Материально-техническая база

Учебно – методический комплект:

- А.А. Тимофеев «Программа курса «Шахматы – школе: Для начальных

классов общеобразовательных учреждений», 2011

- Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред.

Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.

 

Методические пособия:

- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и

тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное

возрождение, 1999.

 

Экранно – звуковые пособия:

- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шах-

мат. – М.: Диафильм, 1990.

- Игры в шахматы

Технические средства обучения:

- Компьютер

- Шахматы