Класс «Спасатель»

С 1995 года совместными усилиями Минобразования и МЧС России организовано проведение соревнований «Школа безопасности» с целью пропаганды и обучения детей безопасному поведению, воспитания стремления к здоровому образу жизни. Программа «Школа безопасности» направлена на обучение учащихся основам пешеходного туризма, спортивному ориентированию на местности, правилам безопасности и выживания в природных условиях и оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Педагоги

Быстров Евгений Викторович - учитель ОБЖ высшей квалификационной категории

Содержание программы

 

1 год обучения

Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история развития туризма
История развития движения «Школа безопасности». Его цели и задачи
Воспитательная роль туризма
Личное и групповое туристское снаряжение
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Подготовка к походу, путешествию
Питание в туристском походе
Туристские должности в группе
Правила движения в походе, преодоление препятствий
Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий
Подведение итогов туристского похода
Туристские слеты и соревнования

Топография и ориентирование
Понятие о топографической и спортивной карте
Условные знаки
Ориентирование по горизонту, азимут
Компас. Работа с компасом
Измерение расстояний
Способы ориентирования
Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Краеведение
Родной край, его природные особенности, история, известные земляки
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Изучение района путешествия
Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Походная медицинская аптечка
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Приемы транспортировки пострадавшего

Общая и специальная физическая подготовка
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка

2 год обучения

Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история развития туризма
Личное и групповое туристское снаряжение
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Подготовка к походу, путешествию
Подведение итогов туристского путешествия
Обязанности членов туристской группы по должностям
Питание в туристском походе
Техника и тактика в туристском походе
Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях
Туристские слеты и соревнования

Топография и ориентирование

Топографическая и спортивная карта
Компас. Работа с компасом
Измерение расстояний
Способы ориентирования
Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки
Соревнования по ориентированию

Краеведение
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Изучение района путешествия
Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Приемы транспортировки пострадавшего

Общая и специальная физическая подготовка
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка

Социально-психологическая подготовка
Психологические процессы и состояния: внимание, память, мышление
Чувства. Стресс
Воспитание в обществе. Становление личности

Специальная подготовка
Экстремальные ситуации в природной среде
Психологические основы выживания в природных условиях
Основные правила поведения в экстремальных ситуациях
Всероссийское движение и соревнования "Школа безопасности"

Цели программы

Формирование разносторонне развитой личности, физическое воспитание и дополнительное образование учащихся средствами туризма и краеведения.

Результат программы

Личностные:

· развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные:

· овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;

· анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

· обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

· выявлять при­чинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

· овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в по­вседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

· выбирать средства реализации поставленных це­лей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

· формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуаль­ные подходы к обеспечению личной безопасности в повсе­дневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельнос­ти с использованием различных источников и новых инфор­мационных технологий;

· развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование умений взаимодействовать с окружаю­щими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

· знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

· о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и госу­дарства;

· о государственной системе обеспечения защиты насе­ления от чрезвычайных ситуаций;

· об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни;

· об оказании первой меди­цинской помощи при неотложных состояниях;

· о правах и обя­занностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе ана­лиза специальной информации, получаемой из различных ис­точников;

· умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабаты­вать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей;

· умения анализировать явления и события природного, техногенного и соuиального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

· умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на­ходить компромиссное решение в различных ситуациях;

· знания устройства и принципов действия бытовых при­боров и других технических средств, используемых в повсе­дневной жизни;

· локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и пра­вил их эксплуатации;

· умения оказывать первую медицинскую помощь;

· формирование установки на здоровый образ жизни;

· развитие необходимых физических качеств: выносливос­ти, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточ­ных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

· умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом

Особые условия проведения

нет особых условий

Материально-техническая база

В школе имеется специально оборудованный спортивный зал и снаряжение для занятий пешеходным туризмом.