Первые ступеньки в экономику (финансовая грамотность)

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

преподаватели

Бородина Наталья Сергеевна, воспитатель

Сергун Елена Викторовна, воспитатель

Содержание программы

Введение в образовательную программу. Диагностика сформированности финансовых представлений старших дошкольников на начало учебного года.
- Окружающий мир как результат труда людей
- Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны
- Покупаем, продаём и обмениваем
- Повторение и закрепление изученного материала
- Тратим разумно, сберегаем и экономим
- Учимся занимать и отдавать долги
- Учимся планировать
- Что такое богатство
- Повторение и закрепление изученного материала

Цели программы

 Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп.

Результат программы

-знать:

- экономические понятия: «деньги», «товарообмен», «монета», «банкнота», «банк», «заработная плата», «номинал», «размен», «сдача», «наличные деньги», «электронные деньги», «пластиковая карта», «тратить», «одолжить», «сохранить», «магазин», «товар», «цена», «качество», «список покупок», «торговый центр», «универмаг», «супермаркет», «производство», «вклад», «кредит», "Центральный банк«.

- экономические категории: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», "планирование«.

Уметь:

- использовать в речи понятия «банкнота» и «монета» как словесные обозначения основных форм денег;

- определять ситуации, в которых возможно воспользоваться наличными и безналичными деньгами;

- рационально размышлять о ценности тех или иных товаров, имея представление об их цене, качестве и необходимости для семьи;

- соотносить свои желания с интересами других людей, принимать участие в коллективных делах;

- различать ситуации, требующие обращения в магазин, банк, сервисные учреждения, работающие по принципу товарно-денежного обмена.

- осознанно использовать в речи слова: «семейный бюджет», «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», "планирование";

- рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

- размышлять, высказывать свое мнение по вопросам семейной экономики;

- посредством математических действий решать экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.

Личностные результаты:

- понимание норм и ценностей семейных взаимоотношений в рамках семейной экономики (семейного бюджета);

- готовность к собственной деятельности на благо семьи, позитивные установки к различным видам труда и творчества, приносящим доход семье;

- предпосылки морально-этического поведения в рамках семейного бюджета

Метапредметные результаты:

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить рассуждения и делать выводы

- Готовность решать простейшие экономические задачи посредством математических действий, связанных с распределением средств семейного бюджета;

Предметные результаты:

- Умение использовать в активной речи слова: "семейный бюджет«,

- «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование», «зарплата», "трудовая пенсия";

- Готовность ребенка реализовать полученные экономические представления в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

Особые условия проведения

ограничений нет

Материально-техническая база

Технические средства обучения:
ноутбук – 1шт.

интерактивная доска – 1 шт.

проектор – 1 шт.


Учебно-методические пособия:
игрушки

дидактические игры

игры и упражнения по финансовой грамотности

рабочая тетрадь по финансовой грамотности

презентации

мультфильмы

художественная литература

папки- передвижки

консультации


Раздаточный материал:
дидактические игры

оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования

инвентарь для всех видов труда

игрушечные деньги