Программа «Смотрю на мир глазами художника»

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.


На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.


Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам(в гости к краскам, к кисточкам,и т. д.)
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Педагоги

Несмелова Ирина Валентиновна, учитель географии и технологии, высшей квалификационной категории

Содержание программы

Программа рассчитана на обучающихся 11- 15 лет.

Объем программы: 70 часов в год ( 2 часа в неделю).

Сентябрь-декабрь: 35 часов.

Январь-май: 35 часов.

1. Живопись (10 часов)

Начальные представления об основах живописи.
Развитие умения получать цветовое пятно.
Изучение основных, тёплых и холодных цветов.
Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

2. Графика (10 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.
Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.
Первичные представления о контрасте и светлоте пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

3. Скульптура ( 5 часов)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

4. Аппликация (10 часов)

Знакомство с разными техниками, аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.

5. Бумажная пластика (15 часов)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей:
скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

6. Работа с природными материалами (15 часов)

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.
Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ ( 5 часов)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы.
При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

 

Цели программы

Основная цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

· воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

· художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

· технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия внеурочной деятельностью по изобразительному искусству способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

 

 

Результат программы

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать этапы работы;

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием Интернета;

- высказываться в устной и письменной форме;

-выделять главное;

- договариваться, приходить к общему решению;

- задавать вопросы по существу;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

· развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

· расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

· познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

· создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

 

Особые условия проведения

Нет особых условий

Материально-техническая база

Оборудование

· Учебные столы

· Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления)

· Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Технические средства обучения

· Компьютер

· Интерактивная доска

Таблицы (комплекты)

· Хохлома

· Гжель

Методическая литература:

Коротеева Е.И. Живопись.-М., 2009г

КоротееваЕ.И.Графика.-М., 2009г

Неменский Б.М. Мудрость красоты М.,1987

Алехин А.Д. Когда начинается искусство М.,1994

Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru

Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами«,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. −104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Алексеевская Н. Волшебные ножницы. – М.: Лист, 1998.

Амоков В.Б. Искусство аппликации. – М.: Школьная пресса, 2002.

Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Рольф Аким, 1999.

Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1999.

Выгонов В.В. Изделия из бумаги. – М.: Издательский дом МС, 2001.

Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985.

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Ануфриев Г.М. Превращение ивового прутика. Ярославль. Академия

холдинг 2000 г.

Булгакова С. «Плетение из газет» Москва АСТ-ПРЕСС 2015г.

Васина Н.С. Бумажная симфония. М.: Айрис-прес, 2009.