«Учись красиво говорить»

Основной задачей логопедической работы является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.

Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию своевременному и личностно – ориентированному воздействию не нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, это является необходимым условием полноценной социализации дошкольников с фонетическим недоразвитием речи в среде нормально развивающихся сверстников и эффективно влияет на систему и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

 

Программа по коррекции речи направлена на преодоление фонетико-фонетического недоразвития у детей 5-7 лет.

Индивидуальные занятия учителя – логопеда проводятся 2 раза в неделю, согласно установленному расписанию занятий на неделю. На каждом этапе длительность коррекционной работы может варьироваться в зависимости от степени тяжести нарушений звукопроизношения.

Продолжительность коррекционного периода с детьми с фонетик фонетическим недоразвитием речи – от 4 до 8 месяцев. Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Формами проведения занятий, являются индивидуальные.

Цель индивидуальных занятий: устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

- развитие артикуляционного праксиса;

- фонационные упражнения;

- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

 

Педагоги

Реализацию программы осуществляет Востокова Надежда Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Содержание программы

 

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Дополнительная образовательная программа «Учусь красиво говорить» для детей от 5 до 7 лет разработана в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Нищевой Н.В., программами и методическими рекомендациями для образовательных учреждений компенсирующего вида «Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа)» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Лагутиной А.В. и «Программой обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Каше Г.А., Филичевой Т.Б.

Содержание индивидуальной работы отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда и в зависимости от поступления ребенка на индивидуальные занятия.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 30 минут.

- ФН – 2 раза в неделю;

- ФФНР – 2 раза неделю;

Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ФНР строится с учетом индивидуальных особенностей детей. Логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые исследования с внесением последующих корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Содержание коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, НПОЗ.

Направление коррекционно-логопедической индивидуальной работы:
Фонетическое недоразвитие речи: коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи:
- развитие фонематического восприятия; – совершенствование слоговой структуры слов; -коррекция звукопроизношения.
НПОЗ: постановка и автоматизация нарушенных звуков.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты логопедической диагностики находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, в полугодовых отчетах учителя-логопеда.

Консультационно-профилактическая работа. Индивидуальные консультации по запросу проводятся логопедом для родителей воспитанников. Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка.

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она проводится как при личной встрече с родителями, так и при использовании электронных ресурсов интернет, дистанционных образовательных технологий, соц.сети- инстаграм, whatsApp, скайп и др. Рабочая программа дополнительного образования «Учусь красиво говорить» для детей 5-7 летнего возраста реализуется в сетевой форме, размещена на сайте дошкольного учреждения http://beldou1.ru/.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, форма работы – индивидуальная, с осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов дошкольного учреждения. Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей 5-7 лет.

Дополнительная образовательная программа «Учусь красиво говорить» реализуется с 1 октября по 31 мая и составляет 30 учебных недель.

Дополнительная образовательная программа подлежит исправлению, дополнению в течение учебного года.

Цели программы

Цель: формирование полноценной произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

- Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

- Развитие полноценной произносительной стороны речи, успешности в общении.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

- полноценная произносительная сторона речи;

- развитая артикуляционная и мелкая моторика;

- сформирована просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция);

- развитое слуховое восприятие, внимание, память речевого слуха;

- сформированное фонематическое восприятие;

- уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.

 

Материально-техническая база

Занятия проходят в помещении, отвечающем санитарно-эпидемиологические требований образовательного процесса, оснащенном средствами обучения, учебным оборудованием.

В кабинете предусмотрено одно рабочее место педагога, места для индивидуальных занятий.