Программа «Речевичок».

Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В работе с детьми используются многофункциональное наглядное пособие «Речевичок» и применяются педагогические технологии:

  1. технологии сохранения и стимулирования здоровья («Су – Джок» – терапия, артикуляционная и дыхательная гимнастика, метод биоэнергопластики);
  2. технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж);
    коррекционные технологии (логоритмика, пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики,
  3. технологии музыкального воздействия);
  4. технология наглядного моделирования (мнемотехника);
  5. игровые технологии (дидактические, компьютерные, ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) – РТВ (развитие творческого воображения);
  6. информационно – коммуникативные технологии (тематические видеоролики, авторские презентации, логопедические тренажёры, компьютерные.

Использование этих технологий в коррекционной работе помогает снизить эмоциональную возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и нескоординированные движения мелкой моторики при выполнении упражнений детьми с речевыми недостатками. Успешно проходит коррекция психического и физического состояния детей и исправляется речевой дефект.

преподаватели

Бельченко Светлана Валентиновна, учитель - логопед. Образование: высшее, Благовещенский государственный педагогический университет, 1999 г. «Учитель русского языка и литературы».

Переподготовка: Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки, 2003 г. по специальности «Логопедия, дошкольная олигофренопедагогики». Высшая квалификационная категория, учитель – логопед.

Курсы повышения квалификации:

  • "Актуальные вопросы современной логопедии дефектологии", 2015 г,
  • "Актуальные вопросы ФГОС современной логопедии", 2016г.
  • "Дошкольная дефектология. Организация и содержание коррекционной помощи детям с ОВЗ в рамках реализации ФГОС", 2016 г.
  • "Организационно-методическое и тьюторское сопровождение образовательно-просветительских программ курсов для родителей«. 2017 г.

Награждение:

  • Почетная грамота главы муниципального образования Архаринский район. 2015 г.
  • Почетная грамота министерства образования и науки Амурской области. 2018 г.

Участие в конкурсах:

  • Конкурс «Альманах логопеда». Блиц олимпиада: «Технологии диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения» всероссийский Диплом 1 степени.
  • Центр организации и проведения всероссийских конкурсов «Успех». Всероссийский Конкурс «Талантливый педагог». Номинация: «Конспект!». Название работы: «Игры с Машей». Диплом, 1 место 2018 г.
  • Центр современных образовательных технологий всероссийские творческие дистанционные конкурсы с международным участием. Конкурс: «Лучший педагогический проект». Название логопедического проекта: «Послушный ветерок» на развитие речевого дыхания. всероссийский с международ. участием. Диплом 2 степени, 2018 г.
  • Центр современных образовательных технологий всероссийские творческие дистанционные конкурсы с международным участием. Конкурс «Лучший открытый урок». Название работы: «В Стране потерянных звуков». всероссийский с международ. Участием. Диплом,1 степени 2018 г.
  • Центр современных образовательных технологий всероссийские творческие дистанционные конкурсы с международным участием. Конкурс «Лучший педагогический проект». Название работы: «Никто не забыт, ничего не забыто». Конкурс юных чтецов. всероссийский с международ. участием Диплом 1 степени, 2018 г.

Участие воспитанников в конкурсах:

  • Альманах логопеда Всероссийский Блиц – олимпиада «В мире звуков и букв» Шмелева Анна – диплом 1 место.
  • Отдел образования Муниципальный заочный конкурс чтецов среди воспитанников ДО Ленская Алина - диплом, 3 место, Островерх Дарья – диплом, 2 место, Казакевич Вероника – сертификат участника.

Содержание программы

На каждую неделю отводится одна лексическая тема, представленная одним занятием в неделю: всего 37 часов.

С сентября по декабрь 2021 года - 16 часов

Разделы Программы:

  • артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематических представлений;
  • развитие психических процессов;
  • развитие лексики и грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • релаксация.

Изучаемые темы:

  1. «Осень» – 7 ч.
  2. «Мебель» – 1 ч.
  3. «Посуда» – 1 ч.
  4. «Семья» – 2 ч.
  5. «Игрушки» – 1 ч.
  6. «Человек. Части тела» – 1 ч.
  7.  «Зима» – 5 ч.
  8. «Домашние животные» – 2ч.
  9. «Дикие животные» – 4 ч.
  10. «Транспорт» – 1 ч.
  11. «Защитники Отечества» – 1 ч.
  12. «Мамин праздник» – 1 ч.
  13.  «Весна» – 4 ч.
  14.  «Профессии» – 1ч.
  15. «Космос» – 1 ч.
  16. «День Победы» - 1 ч.
  17. «Безопасность» – 1 ч.
  18. «Лето» – 2 ч.

Цели программы

Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения.

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания детей по всем лексическим темам программы.

Развивающие:

  1. развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую моторику;
  2. развить фонематические представления;
  3. развивать психические процессы;
  4. формировать лексико – грамматический строй речи;
  5. развивать связную речь.

Воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества у детей: доброе отношение и уважение к людям, к животным, любовь к Родине.
  2. воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность.

Результат программы

В ходе реализации программы у дошкольников разовьются следующие личностные качества:

Самостоятельность, способность вести диалог, свободно мыслить, дисциплинированность.

В реализации Программы, обучающие будут знать:

  • названия овощей и фруктов, диких и домашних животных, виды мебели, посуды, транспорта, времена года, основные праздники, строение тела человека, правила безопасности.

В реализации Программы будут уметь:

  • чётко произносить звуки в словах и выделять их;
  • ориентироваться в пространстве;
  • внимательно слушать инструкцию логопеда, зрительно воспринимать изученный материал, логически мыслить, запоминать и делать выводы;
  • выполнять координированные движения пальцами рук (застёгивать пуговицы, открывать и закрывать замочки, пользоваться предметами с липучкой и с крючками);
  • составлять предложения и небольшие рассказы по сюжетным картинам и заданному плану.

 

Особые условия проведения

Программа «Речевичок» разработана для воспитанников старших групп ДОУ, имеющих разные речевые нарушения (ФНР, ФФНР, ОНР) и нацелена на развитие индивидуальных возможностей и способностей детей с учётом их потребностей, и интересов на разнообразном лингвистическом материале.

Она даёт общие представления, необходимые и достаточные для выполнения педагогических задач и достижения поставленной цели обучения.

Материально-техническая база

Материально - техническая база:

Музыкальный зал.

  1. Детские столы.
  2. Детские стулья
  3. Настенное зеркало и индивидуальные зеркала.
  4. Шпатели разового пользования.
  5. Пособие «Речевичок» с мелкими деталями к каждой лексической теме.
  6. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления предметных и сюжетных картин;
  7. Ноутбук.
  8. Су – Джоки.

 Информационно – методические программы

  • Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации Программы:
  • Текстовый материал "Артикуляционная гимнастика".
  • Текстовый материал "Пальчиковая гимнастика с Су – Джоком".
  • Текстовый материал "Дыхательная гимнастика«.
  • Материалы для обследования устной речи.
  • Мнемотаблицы для составления рассказов.
  • Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, в данной в программе.
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы в данной программе.
  • Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по лексическим темам: «Профессии», «Овощи», и др.)
  • Настольные развивающие игры.
  • Презентации по темам: «Какие бывают звуки», «Моя семья» и др.

Интернет –ресурсы:

  1. https://portalobrazovaniya.ru/ Российский общеобразовательный портал.
  2. http://www.maam.ru Образовательный портал Маам. Ру.
  3. htths://mersibo.ru/Развивающие игры Мерсибо.

 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 128 с.
  2. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
  3. Нищева Н.В Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 528 с.
  4.  Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. Просвещение, 1985.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с. (Практическая логопедия)
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. "Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения".
  7. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.
  8. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия "Уроки логопеда").
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 528 с.
  10.  Н.В. Нищева Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 
  11. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи.- М.2001.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005