Программа «Почемучки»

Актуальность программы:

Процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребенка в школу, еще во младенческом возрасте.

Существуют определенные фазы в развитии ребенка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно чувствительные). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребенка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике это период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально – волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Новизна:

Нововведением программы является включение заданий по развитию креативного мышления, развития пространственного мышления (задания повышенной сложности с использованием игровизора и игровых технологий Воскобовича), специальные кинезиологические упражнения с элементами тренинга по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников, развития способностей и одаренности дошкольников.

преподаватели

Коновалова Оксана Викторовна, педагог – психолог.

Образование: высшее. Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Благовещенский государственный педагогический университет, 2017 г.

Курсы повышения квалификации:

"Диагностика и ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья", 2019 г.

Педагогическая активность:

  • С 2015 года Оксана Викторовна входит в состав выездного консультативного пункта, где оказывает психологическую помощь родителям, проводит интересные занятия с детьми по развитию психических процессов.
  • В 2016 году на проблемном семинаре районного методического объединения специалистов представила опыт работы по теме "Социальное и психологическое сопровождение деятельности ДОО«.
  • В 2017 году Оксана Викторовна опубликовала статью «Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ» в сборнике материалов международной научно – методической конференции. Дошкольное образование России и Китая: "Новые грани сотрудничества".
  • В 2017 году на проблемном семинаре методического объединения специалистов представила опыт работы по теме: "Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении«.
  • С 2017 года является руководителем «Клуба активных родителей». Оксана Викторовна планирует работу клуба, проводит заседания и ведёт необходимую документацию.
  • 2018 год – выступление на семинаре-практикуме ДОУ с докладом по теме "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в учебно-воспитательном процессе".

 

Расписание

Занятия прововодятся 1 раз в неделю:

день недели- среда

время: 15:30

Содержание программы

На каждом занятие проводятся кинезиологические упражнения для развития головного мозга, дидактические упражнения на игровизоре Воскобовича, всего 35 занятий.

Содержание занятий:

  1. Игра «Быстро сообрази», и/у «Соедини линиями одинаковые картинки», и/у «В каждом ряду обведи одинаковые предметы», и/у "Найди домик каждого животного и проведи к нему дорожку".
  2.  Игра «Антонимы», и/у «Подбери родителей для каждого малыша», и/у «Подбери для каждого животного его любимое лакомство», и/у "В каждом ряду обведи общие предметы и дай им общее название«.
  3. Игра «Палочки», и/у «Найди лишний предмет», и/у "Найди походящие к друг другу предметы и дай им общее название«.
  4. «Рисующий слон», Игра «Так бывает или нет», и/у «Найди предмет, отличающийся от остальных», и/у «Объедини все музыкальные предметы», и/у "Найди отличия«.
  5. Игра «Один – несколько», и/у «Где моя тень», развивающая игра «Подбери по форме», д/у в рабочей тетради "Раскрась правильно«.
  6. Игра «Что внутри?», и/у «Что получится», и/у «Найди предметы, противоположные по вкусу», "Что за чем?«
  7. Игра «Что вокруг нас?», и/у. «Найди легкие и тяжелые предметы, и/у «Чего боится воздушный шарик», и/у «Что забыл художник?
  8. «Объедини по признаку», «Найди одинаковых клоунов», д/у в рабочей тетради "Раскрась одинаковые предметы«
  9. Игра «Летает – не летает», и/у «Покажи правильно», и/у «Найди такую же», «Сравни предметы», д/и "Подбери узор«
  10. Игра «Части тела», и/у «Покажи правильно», и/у «Помоги найти рыбок», «Раскрась звезды», д/и "Подбери узор«
  11. Игра «Запретное движение», и/у «Покажи правильно, и/у «Чей головной убор?», «Назови одним словом», д/и "Подбери узор«
  12. Игра «Один несколько», и/у «Покажи правильно», и/у «Что лишнее?», «Что бывает вместе?», д/у в рабочей тетради "Найди ошибку«
  13. Игра «Скороговорки», д/у в рабочей тетради «Умозаключения», и/у «Соедини стрелками», «Назови одним словом», д/и "Найди части«
  14. Игра «А я все помню», и/у «Найди и раскрась часть, которой не хватает» и/у «Раскрась правильно», и/у "что сначала, что потом?«
  15. Игра «Детишки», и/у «Найди и раскрась часть, которой не хватает», и/у «Что сначала, что потом?», и/у "Найди место для вещей«
  16.  Игра «Скороговорки», и/у «Что сначала, что потом?» и/у «Как нужно раскрасить шарики дальше?», и/у "Раскрась по образцу«
  17. Игра «Запретное движение», и/у «Покажи правильно», и/у «Найди рифму», д/и "Что лишнее?«.
  18. Игра «Движения со словами», д/и «Что лишнее?», и/у «Что получиться?», д/у в рабочей тетради "Найди ошибку«.
  19. Игра «Закончи фразу», д/и «Что лишнее?», д/у в рабочей тетради «Найди ошибку», д/у в рабочей тетради "Умозаключения«
  20. Игра «Подбери слова», д/у «Продолжи ряд», д/у «Что сначала, что потом?», и/у "Раскрась по образцу«.
  21. Игра «Одно слово», д/у «Продолжи ряд», и/у «Соображай – ка», и/у "Найди два одинаковых предмета«.
  22. Игра «Назови предметы», и/у «Продолжи ряд», и/у «Соображай – ка», игры с веревочкой "Объедини по принципу...«
  23. Игра «Отгадай загадку», и/у «Продолжи ряд», и/у "Соображай – ка«.
  24. Игра «Больше – меньше», и/у «Продолжи ряд», и/у "Соображай – ка«.
  25. Игра «Покажи по – разному», и/у «Продолжи ряд», и/у "Соображай – ка«.
  26. Игра «Слушай и показывай», и/у «Продолжи ряд», д/у "Продолжи ряд«.
  27. Игра «Кто знает, пусть дальше считает», и/у «Продолжи ряд», и/у "Дорисуй недостающую фигуру«.
  28. Игра «Машины и пешеходы», и/у «Продолжи ряд», и/у "Что сначала, что потом?«.
  29. Игра «Пятнашки», и/у «Продолжи ряд», и/у "Закрась то, что нужно«.
  30. Игра «Я знаю пять имен мальчиков», д/у в рабочей тетради «Умозаключения», д/у «Составляем сказку.
  31. Игра «Вообрази и покажи», и/у «Раскрась узор по образцу», и/у "Закрась то, что нужно"
  32.  - 35 Закрепление материала, диагностика.

Цели программы

Цель: Развитие психических процессов в условиях предметно – действенного и наглядно – образного сотрудничества.

Задачи психологического курса для детей 5 – 6 лет.

  1. Создать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Организовать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Задачи психологического курса для детей 6 – 7 лет.

  1. Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Формировать этические представления.
  5. Способствовать развитию внутренней позиции воспитанника.
  6. Способствовать формированию учебно – познавательного мотива.
  7. Развитие познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
  8. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словестно – логического, творческого и критического мышления.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

Программа дополнительного образования (кружка) "Почемучки" реализуется с учетом возрастных возможностей и особенностей развития детей.

В реализации Программы, обучающие будут знать:

  1. знать времена года и происхождение природных явлений;
  2. знать геометрические фигуры и выполнять сюжетные рисунки и орнаменты из геометрических форм;
  3. знать цифры в приделах 20 и состав чисел из двух меньших до 1;
  4. знать где обитают животные и птицы;
  5. знать откуда берутся предметы быта и где их можно применять.

В реализации Программы, обучающие будут уметь:

  1. ориентировать в пространстве и тетради;
  2. уметь анализировать предметы, используя зрительное тактильное и слуховое восприятие;
  3. уметь сосредотачивать внимание на предметах и явлениях;
  4. произвольно запоминать предметы и задания;
  5. уметь рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  6. уметь выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  7. слушать и точно выполнять задания, даваемые в устной форме, действовать по образцу;
  8. выполнять координированные движения пальцами рук, работать в игровизоре;
  9. работать со схемами и изображениями объемных тел;
  10.  уметь определять место числа в числовой последовательность первого десятка.

 

Особые условия проведения

Особые условия:

Программа «Почемучки» разработана для воспитанников старших групп ДОУ, программа учитывает основные педагогические принципы – последовательности подачи материала.

Включение данной программы в курс развития детей дошкольного возраста является целесообразной. Она даёт общие представления, необходимые и достаточные для выполнения педагогических задач и достижения поставленной цели обучения.

Материально-техническая база

Материально – техническая база.

  • Музыкальный зал.
  • Детские столы.
  • Детские стулья.
  • Рабочие тетради для практического закрепления.
  • Набор цветных карандашей + простой карандаш + ластик.
  • Ноутбук  для демонстрации видео материалов.
  • Коврограф "Ларчик". 

Информационно – методические программы

  1. Текстовый материал "Кинезиологические упражнения".
  2. Текстовый материал "Логика для дошкольников"
  3. Текстовый материал "Развивающие игры для детей".
  4. Материал для обследования ВПФ.
  5. Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, в данной в программе.
  6. Дидактические игры на развитие ВПФ, сюжетные картинки.
  7. Игровые комплексы В.В. Воскобовича.
  8. Видео материалы.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Алябьева Е. А. "Эмоциональные сказки. Беседа с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2017«.
  2. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
  3. Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет», Ярославль, Академия развития, 2009г.
  4. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей», – СПб, Речь, Сфера, 2011.
  5. Доскова В.М., Прокофьева А.Г. "Развивающие игры для детей«.
  6. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
  7. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
  8. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
  9. Земцова О.Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
  10. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет, – СПб, Речь, Сфера, 2011.
  11. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6 – 7 лет, – СПб, Речь, Сфера, 2011.
  12. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с
  13. Панова Е.Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду», Воронеж, 2007г – 78с.
  14. Панфилова Э.Н. Развивалка.ру: дополнительная общеразвивающая программа / под. ред. Вакуленко Л.С., Вотиновой О.М. – Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017г – 112с.:ил.
  15. Старадубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008г., – 68с.
  16. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
  17. Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития, 1999. – 256с.: ил. (Серия: Развивающее обучение).
  18. Шанин Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М. ВНИИФК, 1999.
  19. К. Ханнафорд Мудрое движение, или мы учимся не только головой. И., «Восхождение», 1998.

Стоимость

Программа  реализуется на бесплатной основе