Мир сенсорики

    Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в раннем возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

    В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Педагоги

Дополнительное образование по сенсорному развитию детей раннего возраста ведёт воспитатель первой квалификационной категории Дуденко Анастасия Игоревна. Педагог очень опытный, такого рода занятия она ведёт не первый год. Дети с увлечением посещают эти занятия, познают много  интересного. Анастасия Игоревна проводит с детьми интересные эксперименты, учит чувствовать разные материалы, развивает мелкую моторику детей. 

Содержание программы

Данный курс состоит из 31 занятия по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев для первого года обучения.

Октябрь

 1. "Назови геометрическую фигуру". Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
2. "Пересыпание ложкой". Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Горох, ложки, глубокие ёмкости.

3. "Прыг – скок по дорожке". Закрепление знания цветов: Красный, желтый, синий, зеленый. Картонная дорожка 40см длиной и 10см шириной, а также полоски зеленного, синего и желтого цвета шириной 4см, игрушки
4. "Сортировка". Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.
Шары разного цвета

Ноябрь
1. "Найти предмет такой же формы". Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Дидактическая игра "Геометрического лото"
2. "Угости маленького и большого зайца морковкой". Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.
3. "Шумящие коробочки". Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Парные шумящие коробочки.
4. "Огоньки ночью". Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночка с водой.

Декабрь

1. "Волшебный поднос".Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук
Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

2. "Шарики". Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.

3. "Подбери по форме". Закрепления знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Блоки – вкладыши на каждого ребенка.
4. "Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ёжик)". Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки, Силуэты; солнышко, елка, тучка, ягодка.

Январь
1. "Кто скорее соберет игрушки". Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величины, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Дидактическая игра "Игрушки".
2. "Счетные палочки". Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Счетные палочки.
3. "Золушка". Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.
Фасоль, тарелочка.

Февраль
1. "Воздушные шары". Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра "Воздушные шары".
2. "Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны".
Развивать у детей мелкую моторику рук. Грецкие орехи.
3. "Окрашивание воды". Формирование представлений об оттенках цветов(светлый, темный). Вода в прозрачной емкостях, краски светлых и темных оттенков.
4. "Поможем зайке разложить игрушки". Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Игрушки зайцы, сенсорный куб с геометрическим и фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

Март
1. "Ткани". Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь ткани. Пары одинаковых на ощупь тканей.
2. "Строим башню". Обучение соотнесению по величине четырех предметов. Строительный материал: кубики.
3. "Что лежит в мешочке?". Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра "Волшебный мешочек".
4. "Подбери петушку перышко". Учить и различать основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Дидактическая игра "Подбери петушку перышко".

Апрель
1. "Сделаем куклам бусы". Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.
2. "Спрячь мышку".Закреплять у детей представление о шести цветах. Дидактическая игра "Спрячь мышку".
3. "Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу". Развивать мелкую моторику рук.
Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. "Башня из кубов". Учить детей сравнивать несколько объектов по величине(меньше, ещё меньше) и располагать их по убывающей величине.
Деревянные кубики. 

Май

Повторение. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала. Игрушки и игры с уголка сенсорики. 

Цели программы

    Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Результат программы

Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Особые условия проведения

ограничений нет

Материально-техническая база

Для проведения дополнительного занятия по сенсорике с детьми в детском саду имеется всё необходимое: бумага, краски, карандаши, кусочки ткани, разные на ощупь материалы, муляжи овощей и фруктов, разноцветные дорожки.