Программа «Азбука дорожного движения».

Актуальность

На этапе дошкольного возраста одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями.

Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых.

Программа кружковой деятельности «Азбука дорожного движения» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать эти правила, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Азбука дорожного движения» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включить ребенка в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

 

преподаватели

Королева Анжелика Петровна, воспитатель. Образование: высшее. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет», 2008 г., «Социальная педагогика». Профессиональная переподготовка по программе «Дошкольное образование», квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста». Имеет первую квалификационную категорию.

Курсы повышения квалификации:

  • "Содержание и организация образовательной деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования", 2017 г.
  • "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО", 2020 г.

Награждение:

  • Диплом 2 степени. Лауреат муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагог года Архаринского района – 2013» в номинации воспитатель года Архаринского района".
  • Почетная грамота Администрации Архаринского района, 2017 г.

Педагогическая активность:

  • В 2016 году выступала на методическом объединении для воспитателей района по теме "Изотерапия".
  • В 2020 год представила мастер – класс "Театр из ковролина«.
  • Конкурс «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика». Номинация «Обобщение педагогического опыта». Конкурсная работа "Путешествие на планету "Математика". Диплом 1 степени.

Участие детей в конкурсах:

  • в 2015 году заняли 3 место в районном творческом конкурсе «В гостях у лешего», 2 место в районном конкурсе рисунков "ПДД глазами детей.
  • В 2020 году ФГБУ «Хинганский государственный заповедник Региональный творческий конкурс «Журавль – хозяин болот», номинация «декоративно прикладное искусство» Назаренко Василиса Диплом, 3 место.
  • ФГБУ «Хинганский государственный заповедник Всероссийский конкурс мягкой игрушки «Своими руками». Стуков Константин, Назаренко Василиса. Сертификаты участника.

 

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

день недели - вторник

время  - 15-30

Содержание программы

Программа расчитана на 35 часов в год.

С сентября по декабрь  2020 года  - 15 часов.

Изучаемые темы:

  1. "Транспорт" – учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта. Целевая прогулка по прилегающей к детскому саду улице, 1 час.
  2. "Как работают водители" - закрепить знания о труде водителя. Д/и упражнения «Дорога в Изумрудный город». С/р «Больница»: водитель проходит медицинский осмотр перед поездкой, 1 час.
  3. Изготовление макета улицы, закрепление полученных знаний на макете улицы, обыгрывание, 2 часа.
  4. "Наш поселок" – уточнить представление о родном поселке: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах, 1 час.
  5. "Безопасность на улице" - закрепить знания о культуре поведения во дворе при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде, Беседа, рассматривание иллюстрацией «Улица»: Дорожное движение с перекрестком и светофором, 1 час.
  6. "Улицы нашего поселка", "Кто лучше знает наш поселок" – уточнить знания о родном поселке и средствах передвижения по нему, 1 час.
  7. Закрепление материала. Подвижная игра "Кто быстрее соберет светофор". Упражнения в беге в разных направлениях, действии по сигналу, 1 час.
  8. Просмотр видеофильма. Двигательная активность «Мы идем по улице», 1 час.
  9. Чтение художественной литературы. Рассказ Б. Житкова «Что я видел» – закрепить правила дорожного движения. Познание – развитие конструктивной деятельности. «Улица» – учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, закреплять знания о ПДД, 2 часа.
  10. Целевая прогулка на перекресток – закреплять знания о ПДД, 1 час.
  11. Беседа, рассматривание иллюстрацией «Правила и безопасность дорожного движения», Дидактические игры упражнения, «Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию». 1 час.
  12.  С/р игра: "Улица", 1 час.
  13. Коммуникация. «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения". Формировать навыки составления рассказов по картинке, закреплять знания о поведении на дороге, 1 час.
  14. Рисование."Пешеходы идут по улице" – побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт), 1 час.
  15.  "Переходим проезжую часть улицы».  Игровая ситуация: «Будь внимательным», 1 час.
  16. Просмотр видеофильма «Загадки светофора». С/р «Улица»: – движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми переходят улицу,1 час.
  17. Коммуникация.«Составление рассказов по картинке «Улица города», 1 час
  18. Рисование. «Знаки дорожного движения», 1 час.
  19. Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь». Учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками, 1 час.
  20. Целевая прогулка. Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми, 1 час.
  21. Беседа, рассматривание иллюстрацией. "Как ремонтируют машины"
  22. Закрепить правила поведения во время перехода по «Зебре». И/с: «Будь внимательным», 1 час.
  23. С/р: «Улица»: – движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми переходят улицу, 1 час.
  24. Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор». Упражнения в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора. И/с: «Как поступить», 1 час.
  25. Составление рассказа «Моя улица». Учить составлять  рассказ по схеме, 1 час.
  26. Конструктивная деятельность.«Улица», 1 час
  27. Целевая прогулка, наблюдение. Побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед), 1 час.
  28. Беседа, рассматривание иллюстрацией. «Правила поведения в транспорте». Закрепить правила поведения во время перехода по «Зебре», 1 час.
  29. Игровая ситуация: «Бабушка на другой стороне улицы», 1 час.
  30. С/р игра «Улица»: – предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин», 1 час
  31. Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор».  Д/и «Построй город» – закрепить знания о частях улицы, 1 час.
  32. «Примерный пешеход» – закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице, 1 час.
  33. Развитие конструктивной деятельности. «Светофор» – учить делать игрушку из бросового материала, 1 час.
  34. Целевая прогулка в школу, познакомить со знаком «Дети».«Знаки в треугольнике» – дать знания о назначении предупреждающих знаков, 1 час.
  35. Просмотр видеофильма «По улице, по мостовой». И/с: «Вежливые дети» – ходьба по тротуару, 1 час.

Всего 35 часов.

Цели программы

Цель: Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, во дворе и в общественном транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

Общеобразовательные:

  • Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах поселка, населенных пунктах.
  • Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход» «светофор» и их значение.

Воспитательные:

  • Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
  • Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.

Развивающие:

  • Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Результат программы

Планируемые результаты освоения Программы

Образовательный:

  • знать правила поведения на дороге;
  • уметь решать дорожно – транспортные ситуации;
  • сформируются у детей самостоятельность и ответственность в действиях на дорогах.

Воспитательный:

  • сформируется культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • появятся устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

  • сформируется сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
  • разовьется отрицательное отношение к нарушениям ПДД.

Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по безопасности на дороге проводится 2 раза в год: промежуточный – в октябре. И итоговый в апреле – мае в индивидуальной и подготовительной форме.

 

Особые условия проведения

Особых условий нет. Принимаются все желающие.

Материально-техническая база

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

  1. уголок «Дорожного движения» в группе (настольный)
  2. центр «Светофорик» в здании ДОУ;
  3. наглядный материал;
  4. транспорт различного функционального назначения;
  5. настольно-печатные игры;
  6. дидактические игры по ПДД;
  7. плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки отражающие дорожные ситуации;
  8. атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Транспорт";
  9. дорожные знаки.
  10. методический инструментарий.
  11. библиотечка "Школы светофорных наук"

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  1. Авдеева Н.Н, Князева О. Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  2.  Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  3. Евдокимова Е.С, Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
  4. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. – М,: ТЦ Сфера 2009.
  5. Зверева О.Л, Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: 2005.
  6. Поддубная Л.Б, Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  7. Старцева О, Ю, Школа дорожных наук: профилактика детского дорожного – транспортного травматизма, – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Шорыгина Т. А. Беседа об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

Стоимость

Программа реализуется на бесплатной основе.