Шахматный клуб «Белая ладья»

Главное в шахматах – мысль! Стремление испытывать в соревновании умов и характеров свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предложений – вот, что всегда делало и делает эту древнею игру столь популярной. Шахматы приносят людям много творческих радостей.

Процесс обучения шахматной игре состоит из общей и специальной подготовки, которые взаимосвязаны друг с другом. Общая подготовка направлена, прежде всего, на всестороннее шахматное образование и развитие необходимых качеств шахматиста-спортсмен.

Специальная подготовка шахматиста осуществляется в непосредственной связи с овладением и совершенствованием мастерства на базе уже приобретённых навыков и умений общей подготовки.

Вид спорта шахматы включают в себя следующие дисциплины: классика (контроль времени – 60 минут и более), быстрые шахматы (контроль времени меньше 60 минут), блиц – меньше 10 минут.

преподаватели

Макаренко Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Макаренко Валерий Федорович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Расписание

Два раза в неделю по два часа - стартовый и базовый  уровни

Два раза в неделю по три часа - продвинутый уровень

в будни с 9.00 до 12.00 и 14.00 до 18.00 (согласно расписанию)

воскресенье – игровой день

Содержание программы

Теория
Физическая культура и спорт в России
Исторический обзор развития шахмат
Правила игры в шахматы
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Практика
Решение позиций на мат в 1,2 хода
Консультационные партии
Участие в соревнованиях
Контрольно – переводные нормативы

Цели программы

Воспитание всесторонне развитой личности путём приобщения детей к шахматной культуре.

Задачи программы:

- Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.д.

- Выработать у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

- Развить творческие способности, навыки логического и абстрактного мышления, навыки принятия решений в различных ситуациях.

Результат программы

- правила и цель игры;

- основные шахматные термины;

- ходы и взятия фигур;

- ценность фигур;

- три способа защиты от шаха;

- простейшие способы матования одинокого короля;

- общие сведения из истории возникновения и развития шахмат.

Уметь:

- читать шахматную нотацию;

- предугадывать правильные взятия фигур;

- правильно защищать короля от угроз;

- ставить мат в один ход, два хода;

- участвовать в квалификационных турнирах;

- выполнить норму 3-го юношеского разряда.

По окончанию учебно – тренировочного этапа учащиеся должны знать:

- историю борьбы за мировую корону;

- правила вида спорта "шахматы";

- классификацию шахматных дебютов.

Владеть:

- основными приёмами борьбы в многопешечных окончаниях;

- основными приемами атаки короля;

- техникой разыгрывания современных дебютов испанская партия,

- ферзевый гамбит, русская партия, скандинавская партия и др.

- основными приемами борьбы в ладейных окончаниях.

Выполнить норму 2-го спортивного разряда. 

Особые условия проведения

Наличие медицинской справки о допуске к занятиям

Для записи в объединение необходимы: заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных, договор с родителем (законным представителем).

Материально-техническая база

- помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и правилам охраны труда и противопожарной безопасности.

- демонстрационная шахматная доска;

- набор демонстрационных фигур;

- наборы шахмат;

- бланки для записи партий.

- мультимедийного оборудования;

- персональный компьютер