Дополнительная общеразвивающая программа «Северный сувенир»

Программа дополнительного образования «Северный сувенир» призвана выявлять, учитывать и развивать способности детей. Одним из направлений программы является тактичное, тонкое стремление вызвать у ребёнка восхищение и радость от своей творческой работы, помочь ему испытать чувство восторга от созданной красоты. 

Программа разработана для младших школьников. Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.

 

Актуальность про­грам­мы. В настоящее время наблюдается возрождение национальных культур, искусства, растет интерес нынешнего поколения к прошлому наследию своих предков, поэтому возрождение и сохранение этнокультурных традиций невозможно без опоры на декоративно – прикладное творчество.

Изучение истории народных ремесел, работ местных мастеров-умельцев направлено на формирование интереса и любви к своему родному краю, добросовестного отношения к труду, экономии и бережливости. Объектами работы объединения являются изготовление сувенирных изделий являющимися несложными по технике изготовления, доступными по материалу

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов в год по программе  составляет 136 часов.

Количество часов и занятий в неделю – 4 часа 

Периодичность занятий (в неделю) –два занятия по 2 часа

Начало 2020-2021 учебного года – 1 сентября 2020 года.

Окончание учебного года – 31 мая 2021 года.

На занятия в группу «Северный сувенир» принимаются мальчики и девочки, желающие систематически заниматься декоративно-прикладным творчеством. Возраст детей 8- 13 лет. Прием проводится в сентябре каждого года. Однако это не исключает возможности приема и комплектования учебных групп на протяжении календарного года. 

Возможности реализации индивидуального образовательного маршрута.  Маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также содержанием данной программы.

 

Формы обучения

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. К основным формам обучения относятся: групповое занятие, беседа, практическая работа, защита проектов, творческих работ.

Особенности организации образовательного процесса. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основам декоративно-прикладного творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Наличие оценочных материалов. В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося.

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:

-открытые занятия,

– выставки,

– зачеты и зачетные работы,

– участие в конкурсах,

– защита рефератов.

– итоговая выставка работ.

 

 

Педагоги

Колесова Надежда Анатольевна

Содержание программы

Учебно-тематический план

Раздел 1. Введение

Раздел 2. История бисера и его применение.

Раздел 3. Знакомство с народным творчеством

Раздел 4. Орнаментальное искусство, его назначение

Раздел 5. Изделия декоративно-прикладного искусства эвенков

Раздел 6. Изготовление аксессуаров к костюму

Раздел 7. Защита творческого проекта

Цели программы

формирование интереса к национальному творчеству народов Севера, возрождение этнокультурных традиций, приобщение воспитанников к нравственным, духовным ценностям, в частности, через изучение народного творчества.

Результат программы

В результате обучения в кружке учащиеся должны получить

знания:

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно – прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно – прикладного искусства (плетение из бисера, вышивка);
о национальных промыслах народов Севера;
в области композиции, формообразовании;
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, сукно, кожа, мех, бисер);
о проектной деятельности;
умения:

работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать карандашом элементы растительного орнамента);
выполнять работу по ткани, сукна, кожи и меха;
изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов

Особые условия проведения

Участники программы должны обладать навыками в работе нужными инструментами и приспособлениями

Материально-техническая база

Материалы: бисер, стеклярус, бусины, паетки, сукно для пошива аксессуаров, мех пушных зверьков, кожа различных цветов, тесьма, нитки швейные, леска, тетради в клетку для рисования.

Инструменты и приспособления: ножницы, иглы для шитья и бисера, цветные карандаши, кисточки, шаблоны, клей ПВА, проволока.

Стеклярус – стеклянные трубочки длиной 5–15 мм.
Рубленый бисер – короткий стеклярус 3–4 мм.
Бусины различной формы – круглые, удлиненные и т.д.
Иголки – очень тонкие № 13.
Булавки – для вспомогательных работ.
Ножницы – лучше маленькие маникюрные.
Нитки – капроновые, тонкая леска.
Салфетка – лучше льняная или байковая.
Проволока.