«Трассовый автомоделизм»

          Образовательная программа  объединения «Трассового моделизма» разработана на основе нормативных документов, в соответствии с законом РФ «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», типовой программы  кружка«Трассового моделизма», В. А. Горский, экспериментальной программы педагога  дополнительного образования ОЦТТ объединения «Трассового автомоделизма»,  «Положений о соревнованиях», «Правил проведения соревнований», практического опыта работы  с учащимися. Программа  переработана автором на 65%, апробирована и скорректирована с учетом возможностей и потребностей учащихся.          

         Трассовый автомодельный спорт является массовым видом спорта.   Автотрассовое творческое объединение работает в ЦДТс 1995 года..

Программа разноуровневая, носит вариативный характер и может корректироваться с учетом материально-технических возможностей учреждения и возраста учащихся. Программа предполагает создание смешанных групп из учащихся с разным стажем посещения занятий.

Количество обучаемых в группе зависит от наличия рабочих мест в лаборатории, санитарных условий, Устава учреждения и может составлять 15 человек для первого года обучения, 13 – для второго года обучения.            Программа состоит из двух этапов:

            1 этап – 1 год обучения;

            2 этап – 2 год обучения;

Число детей в группе, согласно устава ЦДТ

    первый год обучения 15 человек

    второй год обучения  13 человек

Длительность занятия первого года обучения 2 часа по 40 минут 4 часа в неделю                                                                                 

Длительность занятия второго года обучения 3 часа по 40 минут 6 часов в неделю                                                                                                  

          Образовательная программа «Трассовый автомоделизм» имеет спортивно-техническую направленность.

Программа является модифицированной и учитывает современные тенденции в развитии технического моделирования, включает в себя большой многолетний практический опыт работы педагога.

В настоящее время в школьной учебной программе значительно сокращены часы на изучение физики, химии, технологии и черчения. Практически прекращено снабжение школьных лабораторий и мастерских необходимым оборудованием. Если раньше 20-25%учебного времени отводилось на лабораторные работы, то теперь обучение сводится к объяснению у доски, или компьютерной поддержке. В результате самый низкий процент успеваемости приходится на предметы, которые сложно усваиваются без наблюдения явления и эксперимента.

В изучении экспериментальных наук необходимо иметь дело не только с  моделями явлений, но, прежде всего с самим явлением, а уже на этой основе обучать школьников моделированию как методу познания.

Большую тревогу вызывает то, что уравнительная оценка технической грамотности учеников массовой школы (т.е. до 90% учащихся), полученная в 1999-2004 г. оказалась непомерно низкой. Понятно, что сфера производства не может быть восприимчивой к высоким достижениям науки и технологии при таком низком уровне подготовки.    

     Программа ориентирована на развитие творческих, конструкторских и профессиональных навыков, связанных с автомоделизмом и рекомендована учащимся среднего школьного возраста.

Конкурсные экзамены в технические учебные заведения показывают, что у школьников вновь появляется интерес к техническим специальностям, которые позволяют развитие новых технологий, изменяющих многие сферы человеческой деятельности, таких как конструирование, наладка и ремонт сложного научного, индустриального и военного оборудования. Поэтому важной частью программы является ее ориентация на развитие начальных профессиональных навыков у учащихся. Которые способствуют дальнейшему выбору профессии. Задача дополнительного образования – развивать техническое творчество в образовательном пространстве. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Техническое творчество - дает ребятам новые возможности профессиональных проб инженерно-технологического направления, адаптированного к современному уровню развития науки и техники, это ещё один из шагов в будущее.

       Программа предусматривает индивидуальные занятия с воспитанниками по некоторым особо сложным темам и в период подготовки к соревнованиям, а также привлечение к занятиям воспитанников старше 18 лет при решении задач высокой сложности.

преподаватели

Селютин Виктор Юрьевич,

педагог дополнительного образования

Содержание программы

Образовательная программа объединения «Трассового моделизма» разработана на основе нормативных документов, в соответствии с законом РФ «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», типовой программы кружка"Трассового моделизма«, В. А. Горский, экспериментальной программы педагога дополнительного образования ОЦТТ объединения «Трассового автомоделизма», «Положений о соревнованиях», «Правил проведения соревнований», практического опыта работы с учащимися. Программа переработана автором на 65%, апробирована и скорректирована с учетом возможностей и потребностей учащихся.

Трассовый автомодельный спорт является массовым видом спорта. Автотрассовое творческое объединение работает в ЦДТс 1995 года..

Программа разноуровневая, носит вариативный характер и может корректироваться с учетом материально-технических возможностей учреждения и возраста учащихся. Программа предполагает создание смешанных групп из учащихся с разным стажем посещения занятий.

Количество обучаемых в группе зависит от наличия рабочих мест в лаборатории, санитарных условий, Устава учреждения и может составлять 15 человек для первого года обучения, 13 – для второго года обучения. Программа состоит из двух этапов:

1 этап – 1 год обучения;

2 этап – 2 год обучения;

Число детей в группе, согласно устава ЦДТ

первый год обучения 15 человек

второй год обучения 13 человек

Длительность занятия первого года обучения 2 часа по 40 минут 4 часа в неделю

Длительность занятия второго года обучения 3 часа по 40 минут 6 часов в неделю

Образовательная программа «Трассовый автомоделизм» имеет спортивно-техническую направленность.

Программа является модифицированной и учитывает современные тенденции в развитии технического моделирования, включает в себя большой многолетний практический опыт работы педагога.

В настоящее время в школьной учебной программе значительно сокращены часы на изучение физики, химии, технологии и черчения. Практически прекращено снабжение школьных лабораторий и мастерских необходимым оборудованием. Если раньше 20-25%учебного времени отводилось на лабораторные работы, то теперь обучение сводится к объяснению у доски, или компьютерной поддержке. В результате самый низкий процент успеваемости приходится на предметы, которые сложно усваиваются без наблюдения явления и эксперимента.

В изучении экспериментальных наук необходимо иметь дело не только с моделями явлений, но, прежде всего с самим явлением, а уже на этой основе обучать школьников моделированию как методу познания.

Большую тревогу вызывает то, что уравнительная оценка технической грамотности учеников массовой школы (т.е. до 90% учащихся), полученная в 1999-2004 г. оказалась непомерно низкой. Понятно, что сфера производства не может быть восприимчивой к высоким достижениям науки и технологии при таком низком уровне подготовки.

Программа ориентирована на развитие творческих, конструкторских и профессиональных навыков, связанных с автомоделизмом и рекомендована учащимся среднего школьного возраста.

Конкурсные экзамены в технические учебные заведения показывают, что у школьников вновь появляется интерес к техническим специальностям, которые позволяют развитие новых технологий, изменяющих многие сферы человеческой деятельности, таких как конструирование, наладка и ремонт сложного научного, индустриального и военного оборудования. Поэтому важной частью программы является ее ориентация на развитие начальных профессиональных навыков у учащихся. Которые способствуют дальнейшему выбору профессии. Задача дополнительного образования – развивать техническое творчество в образовательном пространстве. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Техническое творчество – дает ребятам новые возможности профессиональных проб инженерно-технологического направления, адаптированного к современному уровню развития науки и техники, это ещё один из шагов в будущее.

Программа предусматривает индивидуальные занятия с воспитанниками по некоторым особо сложным темам и в период подготовки к соревнованиям, а также привлечение к занятиям воспитанников старше 18 лет при решении задач высокой сложности.

Цели программы

Освоение учащимися различных способов изготовления трассовых моделей, создание условий для профессиональной ориентации учащихся, организация, проведение и участие в ежемесячных соревнованиях воспитанников – как метод промежуточного подведения итогов и стимуляции к дальнейшим занятиям в данном направлении.

Результат программы

Разноуровневый подход в реализации программы «Трассовый автомоделизм» предполагает учёт стартовых возможностей, интересов, особенностей, запросов учащегося и его индивидуального темпа продвижения. Программа обеспечивает возможность достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов:

Предметные результаты:

знают основные технические термины и понятия спортивно-технической направленности;

знают основные виды спортивной техники в (трассовом автомоделизме), понимают принцип ее работы и основные узлы управления;

владеют навыками работы с различными инструментами:

 

Личностные результаты:

гармонизация самооценки на основе навыков анализа и рефлексии (умение адекватно оценивать себя и других, рефлексировать свою деятельность и анализировать деятельность других);

осознанно используют навыки вежливых действий (просить-отказывать, благодарить-хвалить, предлагать помощь – принимать помощь);

проявляют социальную активность во взаимодействии с внешними субъектами;

умеют принимать на себя позиции лидера и участника группы;

 

Метапредметные результаты. Формируются навыки:

– самостоятельной работы;

– сотрудничества и работы в группе;

работы с информацией (поиск, анализ, использование);

входить в группу или коллектив и вносить свой вклад, находить новые решения, распределять время и сферы ответственности).

- Результаты проявляются в различной степени для разных уровней освоения программы.

 

1 год обучения ( обзорно ознакомительный, стартовый уровень)

узнают строение простейшей модели

получат навыки работы с простыми инструментами

научаться создавать и читать простые чертежи

смогут изготовить и собрать простейшую модель

2 год обучения (базовый уровень) предполагает расширение устойчивых знаний обучающихся в области трассового автомоделизма :

узнают строение моделей классов ТА-абсолют и GM

овладеют приемами работы на сверлильном и токарном станке

узнают разные способы укрепления кузова

смогут самостоятельно найти неисправность пульта управления модели

получат возможность участия в соревнованиях

у обучающихся проявляется инициатива, личное мнение, расширяется коммуникативная культура. Дети проявляют социальную активность через участии в соревнованиях и работы объединения. Правила и нормы взаимодействия в коллективе становятся значимыми, применяются осознанно, члены детского коллектива становятся референтной группой.

Для закрепления полученных знаний и отработки практических навыков проводятся внутригрупповые соревнования на учебно-тренировочной трассе.

Для контроля приобретенных знаний и навыков применяются:

проверка точности и качества, выполненных детьми моделей в целом;

показ индивидуальных разработок.

В силу возрастных психологических особенностей детей в течении одного занятия рекомендуется применять чередование и смену форм подачи материала (словесные методы, наглядные, практическое применение полученных знаний). Особое место в овладении данной программы отводится самостоятельной практической работы.

Особые условия проведения

Кабинет для учебных занятий, учебно-тренировочная трасса с компьютерным обеспечением и блоком управления фиксации результатов тренировок, и проведения соревнований.

Станки: сверлильный, токарный, точильный.

Место для работы с паяльником

Рабочие шкафы для размещения инструмента

Наборы слесарного инструмента

Наборы столярного инструмента

Верстак

Противопожарные средства

Вытяжка для лакокрасочных работ

Расходные материалы: крепеж, бумага, картон, металл, электропровод, пластмасса, клей, краски, карандаши.

 

Материально-техническая база

Кабинет для учебных занятий, учебно-тренировочная трасса с компьютерным обеспечением и блоком управления фиксации результатов тренировок, и проведения соревнований.

Станки: сверлильный, токарный, точильный.

Место для работы с паяльником

Рабочие шкафы для размещения инструмента

Наборы слесарного инструмента

Наборы столярного инструмента

Верстак

Противопожарные средства

Вытяжка для лакокрасочных работ

Расходные материалы: крепеж, бумага, картон, металл, электропровод, пластмасса, клей, краски, карандаши.