Музейное дело

Новизна и актуальность данной программы состоят в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению, использование воспитательного потенциала музея в образовательной деятельности, направленной на формирование исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.

Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего, в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

преподаватели

Кондратенко Лариса Викторовна, учитель начальных классов

Содержание программы

Введение (1 час)

Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея.

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности (2 часа)

Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами (6 часов)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Учёт и описание музейных предметов (4 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.

Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов (5 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии.

Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий

Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности (2 часа)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно – художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Родной край в истории Государства Российского. (2 часа)

Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края – главное его богатство.

Материальные и духовные объекты культурного наследия.

Создание летописи школы. (2 часа)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.

Моя семья в истории малой родины (2 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Представление и обсуждение собранных материалов.

Военная слава земляков. (2 часа)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы. Тыл в годы войны. Работа на сайтах Министерства обороны «Мемориал» и "Подвиг народа"

Подготовка и проведение лекций, классных часов (2 часа)

Основная тематика – памятные даты и события Великой Отечественной войны.

Исследовательская деятельность юного краеведа (3 часа)

Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных научных конференциях, форумах, интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях.

Виртуальный музей (3 часа)

Создание электронного банка информации школьного музея. Создание сайта "Школьный музей".

Цели программы

Через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения в научно-просветительскую деятельность школьного музея.

Результат программы

Личностными результатами программы является формирование следующих умений:

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- ориентация на успех в учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- планирование общей цели и ее достижения;

- распределение функций и ролей в совместной деятельности;

- конструктивное разрешение конфликтов;

- осуществление взаимного контроля;

- оценка собственного поведения;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

- предлагать свои идеи;

- устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Материально-техническая база

*проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.

*экспонаты музея, включающие:

- фотоматериалы о создании и развитии села, школы,

- библиотечка книг и брошюр,

- октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

- коллекция значков,

- коллекция картин Н. И. Сурковой

*основные тематические экспозиции:

- История становления и развития поселка,

- История школы, страницы школьной жизни

- Бессмертный полк