"Юный исследователь"

Программа предполагает проведение со школьниками разных классов краткосрочных исследовательских практикумов на природе (естественный биоценоз, пришкольный участок, агроценоз и др.). В процессе работы учащиеся овладевают навыками научно-исследовательской деятельности, знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а так же влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Практические занятия связаны с определенным оборудованием и методами забора проб, а так же наличием микроскопических организмов для работы с которыми нужен микроскоп, лупы. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое. Материал курса программы тесно связан с учебными предметами. Учитель, ведущий курс программы, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.

преподаватели

Громова Наталья Александровна, учитель биологии, высшая категория

Содержание программы

1. Введение. Организация исследовательской деятельности. (4 ч.)

Теоретические занятия.

1.1. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие. Правила работы с ними.

1.2. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

1.3. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

Практические занятия.

1.1. Экскурсия в библиотеку "Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы«

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Теоретические занятия.

2.1. Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.

2.2. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.

2.3. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

2.4. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Логическое построение текстового материала в работе.

2.5. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

2.6. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление "Заключения".

Практические занятия.

2.1 Изучение научной литературы, работа в библиотеке, на сайтах и Интернете

2.2. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды.

2.3. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.

3. Исследовательская работа в природе (21 ч.)

Теоретические занятия.

3.1. Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

3.2. Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований. Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

3.3. Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

3.4. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

3.5. Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

3.6. Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

3.7. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов.

3.8. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

3.9. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

3.10. Значение животных и растений в природе и в жизни человека.

3.11. Лекарственные растения Амурской области, их использование в быту и в походе.

3.12. Пришкольный участок – как объект изучения: растения из Красной книги, лекарственные растения, экологические группы растений, фенологические наблюдения, т.д.

Практические занятия.

3.1. Гидрологические исследования на водоемах своего края. Экологическая диагностика водоема

3.2. Изучение физических и химических свойств воды на реке или озере.

3.3. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

3.4. Изучение режима реки по сезонам года.

3.5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.

3.6. Ведение дневника погоды. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях. Обработка результатов наблюдений.

3.7. Значение муравьев. Ограждение муравейников

3.8. Использование лекарственных растений в быту и в условиях автономного существования (в походе).

Экскурсии. 1. На местный водоем (озеро или реку) "Изучение экологического состояния водоема. Предложение мер по его охране".

2. В Муравьевский парк, для изучения краснокнижных растений.

3. Экологическая экскурсия по пришкольному участку.

Цели программы

Развитие творческой активности у обучающихся при проведении исследовательских работ и подготовке сообщений (презентаций) на научно-практические конференции и конкурсы школьников.

Результат программы

· положительная динамика творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах, конференциях различного уровня;

· повышение коммуникативности;

· появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

· умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам;

· работать с научной и учебной литературой;

· ведение здорового образа жизни.

После прохождения программы учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

Учащиеся должны знать:

· формы и методы исследовательской деятельности;

· правила работы с источниками получения информации;

· особенности чтения научно- популярной литературы;

· особенности и приемы конспектирования.

· требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

· вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу; экологическое состояние природной среды в России, своем крае;

· растения и животных своего края, находящихся под охраной;

· основные формы организации жизни;

· влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;

· новые типы загрязнений;

· виды исследований;

· гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;

· меры по охране вод от загрязнения;

· состояние численности водных организмов на водоемах своего края;

· метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;

· влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;

· преобладающие виды осадков по сезонам года.

Учащиеся должны уметь:

· анализировать научно-популярную литературу;

· оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

· логически выстраивать текстовой материал;

· обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

· давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;

· приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

· определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

· прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

· осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

· обладать навыками исследовательской деятельности;

· выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

· проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;

· определять физические и химические свойства воды;

· обрабатывать результаты наблюдений и измерений;

· строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений.

Материально-техническая база

1.Материально-технические:

- микроскоп;

- гербарии;

- таблицы по биологии;

- наличие кабинета биологии;

- компьютер с выходом в интернет;

2.Методические:

- наличие видеоматериалов с учебно-методическими комплексами;

- дидактические материалы для работы с обучающимися, памятки, рекомендации;

- методическая литература;

- конспекты занятий.