"Юный исследователь" стартовая

Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие обучающие действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал итд. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог итд.

Таким образом, уже на первой ступени обучения учащихся необходимо прививать вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

В процессе реализации программы «Юный исследователь » обучающийся должен научиться самостоятельно, формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Программа предусматривает не только изучение теоретического курса, но и практические занятия, а также познавательные экскурсии. Практические занятия организуются в соответствии с темой исследования: сбор информации, наблюдения, проведение экскурсий с выходом к объекту исследования. На занятиях учащиеся знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, и её обработки.

преподаватели

Рассказчикова Анна Владимировна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Введение - 2 ч.
Приборы и лабораторное оборудование - 16 ч.
Введение в исследовательскую деятельность - 56 ч.
Мы делаем проект - 34 ч.
Мы делаем эксперимент - 34 ч.

Итоговое занятие - 2 ч.
Итого - 144 ч.

Цели программы

Обеспечить личностное развитие обучающихся в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.

Результат программы

Личностные результаты:

- освоение социальных норм, правил поведения;

- освоение личностного смысла занятия исследовательской деятельностью;

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Метапредметные результаты:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять самоконтроль;

-самостоятельно организовывать свою работу над исследовательским проектом;

-уметь представлять результаты исследования;

-определять успешность своей работы

Предметные результаты:

-уметь находить необходимую информацию, перерабатывать еѐ, использовать в

работе;

-проявлять интерес к объектам окружающей среды, культуры, науки, техники;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-планировать и проводить исследование,

-извлекать информацию представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

-представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

-представлять результаты своего труда на научно – практической конференции.

 

Требования к знаниям и умениям

По окончанию обучения по программе:

Обучающиеся должны знать:

- способы познания окружающего мирачерез такие методы как (наблюдения, эксперименты);

- источники информации

- основные этапы организации исследовательской деятельности

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

Обучающиеся должны уметь:

- умение пользоваться оборудованием

- Компетенции и личностные качества:

- Сформулировать умение планировать этапы своей деятельности. Умение понимать и выполнять алгоритм действий. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого. Умение организовать рабочее место. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.). Умение делать выводы из полученной информации. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

Материально-техническая база

1. Мультимедийное оборудование

2. Компьютер

3. Мультимедийный экран

4. Колонки

5. Музыкальный центр

наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме и уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты;

5) гербарии: растений (луга, леса)

Общее лабораторное оборудование.

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор)

средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

Мини-экспресс-лаборатория "Пчелка-У"

Набор для экспериментов "Мыльные пузыри"

Набор для экспериментов "Юный химик"

Набор для экспериментов "Звук"

Набор для экспериментов "Дыхательная гимнастика"

Набор для экспериментов с электричеством

Основное оборудование:

· приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, и др.);

· разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

· разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, песок, глина и др.);

· технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);

· разные виды бумаги; пергаментная, фольга, картон белый, картон цветной; красители (пищевые и непищевые);

· медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

· Лабораторная посуда: пробирки, колбы, покровные стекла, предметные стекла, спиртовки, мерные стаканы и др.

· Сыпучие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).