ЦДОД «Серебряная струна»

Программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося составе оркестра,  имеет большое воспитательное значение.используется принцип интеграции, введение различных видов музыкальных инструментов в состав оркестра.

Педагоги

Ситишкина Анастасия Юрьевна

Содержание программы

1. Основы музыкальной грамоты

Музыкальный звук, как наименьший структурный элемент музыки. Высота музыкального звука, длительность, громкость музыкального звука. Музыкальный звукоряд. Название семи основных степеней октавы (слоговые, буквенные). Нотная запись. Современная система нотации (основные, добавочные). Нота, как графическое обозначение музыкального звука. Элементы нотного знака: головка, штиль, крючок. Запись нот на нотоносце. Расположение нот по октавам (в пределах диапазона гитары: от «ми» малой октавы, до «Си» третьей.).

Знаки альтерации. Энгармонизм звуков. Ключевые и случайные знаки альтерации, отличие в их действии. Паузы. Обозначение паузы в нотах. Простой двухдольный, трехдольный и четырехдольный размер. Знаки сокращенного нотго письма (знаки аббревиатуры) – реприза, вольта,.....

 

Практический курс

Нотная запись музыки: написание нотных знаков скрипичного ключа, знаков альтерации, пауз, различных длительностей. Счет и тактирование в 2х, 3х и 4хдольном размерах.

2. Обучение игре на музыкальном инструменте.

Посадка, постановка инструмента, постановка обеих рук. Основные способы звукоизвлечения (одинарные удары, удар сверху и снизу, двойной удар, продолжительное тремоло на одной струне и по всем струнам, пиццикато большим пальцем правой руки), изучение позиций и полупозиций на инструменте. Положение медиатора.

3. Работа над учебно-тренировочным материалом.

Гаммы в пределах одной октавы, упражнения, штрихи (стаккато, легато, нон лигато,...), чередование различных штрихов.

 

4. Работа над музыкальным произведением.

Игра чистым, певучим, выразительным и глубоким звуком. Работа над динамикой, ритмическими рисунками.

5. Чтение нот с листа.

В целях навыков самостоятельного ознакомления, следует практиковать чтение нот с листа. Читаемый с листа материал должен целиком основываться на уже освоенных учащимися технических элементах и приемах игры, и быть менее сложным, чем изучаемый по программе.

6. Сводная репетиция.

Проводится тогда, когда каждый ученик разучил свою партию. Во время сводной репетиции педагог приучает каждого ученика слушать весь оркестр, целостное его звучание, а не только одного себя.

7. Концертное выступление.

Концертные выступления способствуют проявлению характера и музыкально – творческой деятельности.

8. Воспитательная работа.

Беседы, экскурсии, выходы на концерты, встречи с интересными людьми.

Группа балалаек.

1. Основы музыкальной грамоты

Музыкальный звук, как наименьший структурный элемент музыки. Высота музыкального звука, длительность, громкость музыкального звука. Музыкальный звукоряд. Название семи основных степеней октавы (слоговые, буквенные). Нотная запись. Современная система нотации (основные, добавочные). Нота, как графическое обозначение музыкального звука. Элементы нотного знака: головка, штиль, крючок. Запись нот на нотоносце. Расположение нот по октавам (в пределах диапазона гитары: от «ми» малой октавы, до «Си» третьей.).

Знаки альтерации. Энгармонизм звуков. Ключевые и случайные знаки альтерации, отличие в их действии. Паузы. Обозначение паузы в нотах. Простой двухдольный, трехдольный и четырехдольный размер. Знаки сокращенного нотго письма (знаки аббревиатуры) – реприза, вольта,.....

Практический курс

Нотная запись музыки: написание нотных знаков скрипичного ключа, знаков альтерации, пауз, различных длительностей. Счет и тактирование в 2х, 3х и 4хдольном размерах.

2. Обучение игре на музыкальном инструменте.

Посадка, постановка инструмента, постановка обеих рук. Основные способы звукоизвлечения (различные приёмы игры) изучение позиций и полупозиций на инструменте. Положение медиатора.

3. Работа над учебно-тренировочным материалом.

Гаммы в пределах одной октавы, упражнения, штрихи (стаккато, легато, нон лигато,...), чередование различных штрихов.

4. Работа над музыкальным произведением.

Игра чистым, певучим, выразительным и глубоким звуком. Работа над динамикой, ритмическими рисунками.

5. Чтение нот с листа.

В целях навыков самостоятельного ознакомления, следует практиковать чтение нот с листа. Читаемый с листа материал должен целиком основываться на уже освоенных учащимися технических элементах и приемах игры, и быть менее сложным, чем изучаемый по программе.

6. Сводная репетиция.

Проводится тогда, когда каждый ученик разучил свою партию. Во время сводной репетиции педагог приучает каждого ученика слушать весь оркестр, целостное его звучание, а не только одного себя.

7. Концертное выступление.

Концертные выступления способствуют проявлению характера и музыкально – творческой деятельности.

8. Воспитательная работа.

Беседы, экскурсии, выходы на концерты, встречи с интересными людьми.

 

Цели программы

Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям народной культуры, дальнейшей профориентации.

 

Результат программы

Оркестровые навыки для всех групп оркестра

 Дирижерские схемы (графические). Жест на вступление и снятия звука. Одновременное вступление и снятие звучания оркестра. Понимание дирижерского жеста в 2х, 3х, 4хдольном размерах. Единовременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительностей нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра в унисон. Затактовое вступление. Фермата. Пауза. Понимание дирижерского жеста при ускорении и замедлении темпа.

 Знать:

- правила посадки и постановки рук;

- основы нотной грамоты, запись нотных знаков;

- общие аппликатурные закономерности;

– различие функций правой и левой рук;

- приемы игры.

 

Уметь:

- ориентироваться в нотной записи;

– различать характер музыки;

- отличать дирижерские жесты от тактирования;

- уметь вступать и заканчивать произведение на любую долю такта.

Особые условия проведения

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы в кабинете оркестра имеется:

- достаточное количество оркестровых русских народных инструментов и

набора медиаторов для струнной группы, набора шумовых инструментов и

перкуссии, а так же должны быть созданы условия для их содержания,

своевременного обслуживания и ремонта;

- подставки под ноги или разноуровневые стулья для каждого участника

оркестра;

- метроном

- пульты (подставки для нот) для обеспечения максимально комфортных

условий для чтения нотных текстов – не менее одного на трех участников;

- наличие фортепиано, аудио и видео оборудования,ноутбук, нотная и методическая литература.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы в кабинете оркестра имеется:

- достаточное количество оркестровых русских народных инструментов и

набора медиаторов для струнной группы, набора шумовых инструментов и

перкуссии, а так же должны быть созданы условия для их содержания,

своевременного обслуживания и ремонта;

- подставки под ноги или разноуровневые стулья для каждого участника

оркестра;

- метроном

- пульты (подставки для нот) для обеспечения максимально комфортных

условий для чтения нотных текстов – не менее одного на трех участников;

- наличие фортепиано, аудио и видео оборудования,ноутбук, нотная и методическая литература.