Школа № 3 «Шашки»

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):"В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве...Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение".

Педагоги

Глоба Людмила Александровна

Содержание программы

1. Содержание программы

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. 

 

1.
"По дороге знаний"
2.
"Королевство шашек".
3.
"Шашечная доска и шашки"
4.
"Шашечные дороги".
5.
"Шашечные дороги".
6.
"Шашечные дороги".
7.
Шашечные поля.
8.
Шашечные поля.
9.
Там на невиданных дорожках -Диагональ.
10.
Основы шашечной игры: сила флангов
11.
Центр
12.
Бортовые поля
13.
Дамка.

Дамочные поля
14.
"Как ходят шашки".
15.
Основные правила шашечной игры
16.
Основные приёмы борьбы на шашечной доске
17.
Основы шашечной игры: как пройти в дамки
18.
"Этикет игрока" – Правила поведения во время игры
19.
"Как справится с задачей?"
20.
"Веселый бой"
21.
Викторина "Королевство шашек"
22.
"Подготовка к соревнованиям между командами ".
23.
Как начинать партию?
24.
"Цели игры и определение результата партии" Способы защиты. Открытые и двойные ходы.
25.
"Знакомство с таблицей шашечного турнира".
26.
Основные приемы борьбы на шашечной доске "Делаем наилучшие ходы".
27.
Турнир
28.
Основные приемы борьбы на шашечной доске "Простые комбинации".
29.
"Умники и умницы".
30.
Основные приемы борьбы на шашечной доске "Основы позиционной игры".
31.
"Лесные забавы"
32.
Основные приемы борьбы на шашечной доске "Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки".
33.
Основные приемы борьбы на шашечной доске "Связывание«
34.
«Использование дополнительного темпа».
35.
Основные приемы борьбы на шашечной доске "Шашечные окончания".
36.
"Решение элементарных комбинаций".
37.
Основные приемы борьбы на шашечной доске "Размен".
38.
"Конкурс на призы от Зайки".
39.
"Шлагбаум".
40.
. "Победитель – это я"
41.
"Достижение выгодной оппозиции".
42.
"Турнир сильнейших"
43.
"Зайкина задачка".
44.
"Шашечный бал".

Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек.

Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма "Про поросенка, который умел играть в шашки«.

Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек.

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т.д.), найдите отличие от вертикали, распол. на шашечной доске.

Познакомить с понятием «горизонталь» игра "Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально«.

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес – свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Познакомить с понятием диагональ

Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала.

Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

Познакомить с правилами :"Хода«

Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала.

Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала.

Цели программы

Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.

Результат программы

По окончании обучения дети должны знать:

- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.

- правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.

- стадии игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.

- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

- ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

 

Особые условия проведения

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Материально-техническая база

Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. – комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);

- шахматные часы (2-3 комплекта);